Chelnyurinform.ru

Челны Информ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Предупреждение и ликвидация ЧС

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения [1]. Этот комплекс мероприятий проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС (ГОСТ Р22.0.02-94).

Организация работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г . № 1098).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно- экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
  • страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

    Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов движения и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;
  • оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

    Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

    Неотложные работы включают:

  • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
  • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций достигается:

  • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
  • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);
  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивого взаимодействия сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • непрерывным ведением работ до полного их завершения с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;
  • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности;
  • организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасателей.

    Основные принципы предупреждения ЧС природного и техногенного

    29. Основная особенность природных ЧС в том, что они являются менее управляемыми, регулируемыми и контролируемыми, по сравнению с ЧС другого происхождения. Кроме того, они служат причиной многочисленных аварий и катастроф, появления вторичных поражающих факторов.

    Все природные ЧС подчиняются некоторым общим закономерностям:

    — для каждого вида ЧС характерна определенна пространственная приуроченность.

    — чем больше интенсивность опасного природного явления, тем реже оно случается,

    — каждой ЧС природного характера предшествуют некоторые специфические признаки (предвестники),

    — при всей неожиданности той или иной природной ЧС ее проявление может быть предсказано. Так, приближение урагана характеризуется резким падением атмосферного давления. Кроме того, источником информации о надвигающемся урагане являются сообщения о направлении и скорости его движения, передаваемые из тех районов, где он набрал полную силу. Эта информация служит основой для уточнения прогноза гидрометеоцентров. Также предсказываются другие ЧС – наводнения, землетрясения и пр. Основной способ предупреждения ЧС природного характера – мониторинг объектов природной среды и прогнозирование.

    Основными принципами предупреждения ЧС антропогенного характера являются:

    1. Мониторинг состояния производственных объектов, их готовности к ЧС;

    2. Прогнозирование ЧС и оценка их риска.

    3. Рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности.

    4. Предотвращение возможных пределов некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала.

    5. Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования.

    6. Разработка специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий.

    7. Проведение Государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности, в том числе декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности в области промбезопасности.

    8. Проведение Государственной политики в области защиты населения и территории от ЧС.

    9. Страхование природных и техногенных рисков.

    10. Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

    ЧС экологического характера, причины возникновения. Изменение состояние суши, воздушной среды, гидросферы, биосферы.

    30. Чрезвычайные ситуации экологического характера весьма разнообразны и практически охватывают все стороны жизни и деятельности человека. По характеру явлений они подразделяются на 4 основные группы.

    Изменения состояния суши

    Интенсивная деградация почв – это постепенное ухудшение свойств почвы под влиянием естественных причин хозяйственной деятельности человека (неправильная агротехника, загрязнение, истощение).

    Изменения свойств воздушной среды

    Воздействие человека на природную среду происходит непрерывно. Осваивая новые территории, вырубая и выжигая леса, распахивая земли, люди неосознанно меняют характер подстилающей поверхности, тем самым способствуя изменению теплового баланса. Создаются новые водохранилища, изменяются русла рек, осушаются болота. Все это влияет на газовый и влаго- тепловой обмен атмосферы.

    К другим факторам, влияющим на изменения климата, относятся: загрязнение океана нефтяными продуктами, нарушение тепло- и влагообмена между атмосферой и океаном; воздействие на облака с целью стимулирования осадков; увеличивающийся выброс в атмосферу водяного пара; воздействие оросительных систем; повышение испарения.

    Загрязнение атмосферы – это поступление в воздушную среду загрязнителей (аэрозолей, газов, твердых частиц) в количествах и концентрациях, изменяющих состав и свойства значительных объемов воздушных масс и оказывающих негативное воздействие на живые организмы. Источниками естественного загрязнения атмосферы являются: космическая пыль, деятельность вулканов, ветровая эрозия почв, выветривание горных пород. Велико загрязнение атмосферы от хозяйственной деятельности. Основные загрязнители: оксиды азота, углерод, газообразные соединения, пыль, аэрозоли.

    Изменения состояния гидросферы

    Еще два-три десятилетия тому назад количество водоисточников и качество воды было вполне достаточным для нормального обеспечения населения. Но в связи с бурным ростом промышленного и жилищного строительства воды стало не хватать, а ее качество резко упало.

    Огромный вред наносит такое явление, как потребление питьевой воды предприятиями для производственных нужд. Так, например, в Нижнем Новгороде на нужды промышленности расходуется 51% питьевой воды, в Уфе –62,2%, в Тюмени-65,8%.

    Перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в подразделе проектной документации ПМ ГОЧС должен включать в себя следующие сведения и мероприятия, разработанные с учетом требований ГОСТ Р 22.3.03–94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения».

    • Перечень и характеристики производств (технологического оборудования) объектов, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера, как на территории объектов, так и за их пределами.
    • Сведения об объектах производственного назначения, транспортных коммуникациях и линейных объектах, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера на объектах.
    • Сведения о природно-климатических условиях в районе строительства, результаты оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов и явлений.
    • Результаты определения (расчета) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварий, опасных природных процессов и явлений, которые могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера как на объектах, так и за их пределами.
    • Сведения о численности и размещении персонала объектов, объектов и/или организаций, населения на территориях, прилегающих к объектам, которые могут оказаться в зоне возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    • Результаты анализа риска чрезвычайных ситуаций для объектов.
    • Мероприятия, направленные на уменьшение риска чрезвычайных ситуаций на объектах.
    • Предусмотренные проектной документацией мероприятия по контролю радиационной, химической обстановки; обнаружению взрывоопасных концентраций; обнаружению предметов, снаряженных химически опасными, взрывоопасными и радиоактивными веществами; мониторингу стационарными автоматизированными системами состояния систем инженерно-технического обеспечения, строительных конструкций зданий (сооружений) объектов, мониторингу технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений, опасных природных процессов и явлений.
    • Мероприятия по защите объектов и персонала от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных авариями на рядом расположенных объектах производственного назначения и линейных объектах.
    • Предусмотренные проектной документацией мероприятия по инженерной защите объектов от чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных опасными природными процессами и явлениями.
    • Решения по созданию и содержанию на объектах запасов материальных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
    • Предусмотренные проектной документацией технические решения по системам оповещения о чрезвычайных ситуациях (включая локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
    • Мероприятия по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, обеспечению гарантированной, устойчивой радиосвязи и проводной связи при чрезвычайных ситуациях и их ликвидации.
    • Мероприятия по обеспечению эвакуации населения (персонала объектов) при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мероприятия по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на территории объектов аварийно-спасательных сил для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Читать еще:  Что такое выписка из лицевого счета на квартиру

    В заключении рекомендуется приводить обобщенные выводы:

    • о решениях по гражданской обороне;
    • о мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • прочие выводы, характеризующие принятые в подразделе «ПМ ГОЧС» решения.

    Предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера

    Основной целью создания Единой системы является заблаговременное проведение комплекса мероприятий по подготовке к ведению и по ведению гражданской обороны по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях мирного времени.

    Комплекс мероприятий по подготовке к ведению и по ведению гражданской обороны определен Положением о гражданской обороне Донецкой Народной Республики, утвержденным Советом Министров Донецкой Народной Республики.

    Построение Единой системы

    Единая система объединяет органы управления, силы и средства республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Единая система состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет три уровня построения: государственный, муниципальный и объектовый.

    Функциональные подсистемы единой системы создаются республиканскими органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями республиканских органов исполнительной власти по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее – МЧС ДНР).

    Территориальные подсистемы Единой системы создаются муниципальными органами для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке муниципальными органами по согласованию с МЧС ДНР.

    На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях создаются на государственном, муниципальном и объектовом уровне Единой системы.

    Силы и средства Единой системы

    К силам и средствам Единой системы относятся специально подготовленные силы и средства республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также силы Государственной службы медицины катастроф.

    В состав сил и средств каждого уровня Единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности государственного уровня утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики по представлению МЧС ДНР, согласованному с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти и организациями. Перечень сил постоянной готовности муниципального уровня утверждается муниципальными органами по согласованию с МЧС ДНР. На объектовом уровне создаются специализированные аварийно- спасательные службы. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их республиканские органы исполнительной власти, муниципальные органы, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав и структуру сил Государственной службы медицины катастроф определяет Министерство охраны здоровья Донецкой Народной Республики.

    Порядок создания, деятельности, привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб регулируется законодательными и иными нормативными актами Донецкой Народной Республики.

    Трудоспособное население привлекается к проведению аварийно- спасательных работ в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

    Планирование работы Единой системы

    Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы осуществляется на основе Республиканского плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планов действий республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций.

    Планирование ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

    локальной — силами и средствами организации;

    муниципальной — силами и средствами муниципальных органов;

    государственной — силами и средствами муниципальных органов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

    При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства республиканских органов исполнительной власти. В порядке реагирования на аварии организации разрабатывают и утверждают в установленном порядке планы ликвидации аварий для каждого потенциально опасного объекта, который организации эксплуатируют или планируют эксплуатировать.

    Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках Единой системы осуществляет МЧС ДНР.

    В целях своевременного осуществления мероприятий планов органами постоянного управления Единой системы осуществляется планирование взаимодействия. Взаимодействие планируется на государственном и местном уровнях Единой системы под руководством соответствующих комиссий по вопросам предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

    Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно- спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности.

    Информационное обеспечение в Единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используется единый номер вызова — 101. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется республиканскими органами исполнительной власти, муниципальными органами и организациями в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики. Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС ДНР по согласованию с республиканскими органами исполнительной власти и муниципальными органами. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

    Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 818 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

    Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (англ. emergency management ) — это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками [1] . Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например, эвакуация, карантин, дезактивация и т. д.), поддержка населения и участие в восстановлении после природных и техногенных катастроф.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает:

    • мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
    • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
    • предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
    • предотвращение аварий и техногенных катастроф путём повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования;
    • разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
    • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
    • декларирование промышленной безопасности;
    • лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
    • страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    • проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
    • государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
    • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
    • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    См. также

    • Аварийно-спасательная служба
    • Гражданская оборона
    • Катастрофа
    • МЧС России
    • Система-112
    • МЧС Украины
    • Наводнение
    • Оползень
    • Пожар
    • Сель
    • Давка
    • Медицина катастроф

    Примечания

    1. HaddowButterworth-Heinemann . — Amsterdam. — ISBN 0-7506-7689-2 (англ.)

    Ссылки

    • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций- электронное учебное пособие
    • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    • Глоссарий по теме

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Emergency Medical Retrieval Service
    • Список персонажей игр серии Sonic the Hedgehog

    Смотреть что такое «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» в других словарях:

    Предупреждение и ликвидация аварий на гидротехнических сооружениях — деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на недопущение (ослабление) затопление больших территорий, гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждения или уничтожения материальных ценностей,… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Читать еще:  Что делать, если вы купили квартиру с долгами

    СП 11-107-98: Порядок разработки и состава раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства — Терминология СП 11 107 98: Порядок разработки и состава раздела «Инженерно технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства: Авария опасное техногенное происшествие … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    МДС 11-16.2002: Методические рекомендации по составлению раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (на примере проектов строительства автозаправочных станций) — Терминология МДС 11 16.2002: Методические рекомендации по составлению раздела «Инженерно технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    СП 11-113-2002: Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений — Терминология СП 11 113 2002: Порядок учета инженерно технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Постановление 124-ПП: Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Терминология Постановление 124 ПП: Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий — Терминология ГОСТ Р 22.0.02 94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий оригинал документа: 2.2.20 аварийно восстановительное формирование: Группа строителей профессионалов, создаваемая в соответствующих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 22.0.04-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 22.0.04 95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения оригинал документа: 3.3.8 безопасность животных: Состояние, при котором путем соблюдения правовых норм,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Журнал «Проблемы безопасности при Чрезвычайных Ситуациях» — общероссийский научно технический журнал по общим проблемам безопасности и чрезвычайных ситуаций, издаваемый совместно с Минпромнауки России, МЧС России и РАН. Ж. издается с 1990 тиражом 12 номеров в год. Основными разделами журнала являются:… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь — Государственное учреждение образования Командно инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Командно инженерный институт, КИИ МЧС РБ) Год основания 1933 Тип … Википедия

    Гражданская оборона — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия

    Основные мероприятия при угрозе ЧС

    К основным мероприятиям, проводимых органами управления ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС мирного и военного времени относятся:

    • оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
    • эвакуация и рассредоточение;
    • прогнозирование обстановки;
    • инженерная защита населения и территорий;
    • радиационная и химическая защита;
    • медицинская защита;
    • обеспечение пожарной безопасности.

    Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

    Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

    Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

    Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации.

    Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

    Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

    Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

    Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    Новости

    Оповещение населения — информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области гражданской обороны.

    Оповещение о чрезвычайной ситуации это доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации.

    В чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера сигналы оповещения населения подаются исходя из возникшей опасности.

    Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприёмник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение Главного управления МЧС по г. Москве.

    Об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится оповещение населения об опасности авиационного и ракетного нападения, применения ядерного, химического или бактериологического оружия, а также других средств ОМП и высоко точного оружия, необходимости принятия мер защиты в данной обстановке.

    С целью своевременного предупреждения населения установлены сигналы оповещения гражданской обороны:

    «Воздушная тревога». 2. «Отбой воздушной тревоги».

    3. «Радиационная опасность». 4. «Химическая тревога».

    Оповещение и информирование населения в зоне чрезвычайной ситуации осуществляется с использованием:

    электросиренной системы оповещения населения города Москвы;

    мобильного комплекса ОКСИОН;

    мобильного комплекса оповещения на базе специальных автомобилей;

    радио и телевизионного вещания (1-я и 3-я программы государственного ТВ, шесть

    радиовещательных станций — «Маяк», «Радио России», «Орфей», «Юность», «Европа», «Плюс», «Ретро».

    Оповещение руководящего состава и информирование работников проводится через дежурно-диспетчерскую службу организации в соответствии со схемой организации управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

    Сигнал «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» подаётся при возникновении воздушной опасности. Он может дублироваться звуком сирен, гудков предприятий и транспортных средств. Поэтому сигналу прекращаются работы, а рабочий персонал и население подлежит укрытию в защитных сооружениях.

    По этому сигналу населению необходимо отключить свет, газ, нагревательные приборы и воду. Взять с собой индивидуальную аптечку, средства индивидуальной защиты (СИЗ), предупредить соседей об опасности, выйти на улицу и проследовать в ближайшее защитное сооружение, соблюдать спокойствие и порядок.

    Сигнал «ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ» подаётся при прекращении опасности воздушного нападения. По этому сигналу:

    должностные лица отдают распоряжение о прекращении действия сигнала «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» по всем каналам информирования населения.

    население покидает места укрытий и возвращается к прежней деятельности в готовности к возможному повторному воздушному нападению.

    Сигнал «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ» подается для населённых пунктов и районов, по направлению которых распространяется след радиоактивного заражения. В этом случае рекомендуется взять с собой запас продуктов, воды и медицинских средств, покинуть помещение и проследовать в защитное сооружение, имея с собой противогаз или простейшие средства защиты органов дыхания.

    Сигнал «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА» подаётся при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериального заражения. По этому сигналу необходимо надеть противогаз (при его наличии) либо простейшее средство защиты в виде ватно — марлевой повязки и при имеющейся возможности укрыться в защитном сооружении. Средством защиты от поражения может стать надёжная герметизация жилища не позволяющая осуществить проникновение аварийно химических опасных веществ (АХОВ) в место Вашего пребывания, либо выход из угрожаемой зоны.

    При выходе из зоны заражения АХОВ, снимите верхнюю одежду и оставьте её вне жилого помещения, примите душ или обмойтесь водой с мылом, тщательно промойте глаза и прополощите рот.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. № 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    Постановление Правительства Москвы № 124-ПП от 24 февраля 2009 года «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

    Методические материалы, которыми можно руководствоваться при разработке Плана действий:

    Методические рекомендации по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации (утв. МЧС России № 2-4-87-9-14 от 28.06.2013 г.)

    Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов (утверждены не были, но их можно использовать)

    Условные обозначения гражданской обороны (пригодятся вам при разработке приложений к Плану действий — Возможной обстановки и Решения на ликвидацию ЧС)

    Образец Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

    Образец запроса в Управление по АО ГУ МЧС России по г. Москве о предоставлении исходных данных для разработки Плана действий.

    Образец Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Образцы приложений к Плану действий:

    Образец возможной обстановки при возникновении ЧС.

    Образец решения КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС (1).

    Образец решения КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС (2).

    Образец решения КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС (3).

    Образец решения КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС (4).

    План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее План действий) – это основной планирующий документ в области защиты населения и территории от ЧС, который разрабатывается в организациях не зависимо от форм собственности, где единовременно могут находиться более 50 человек (постоянный + переменный состав).

    Порядок разработки Плана действий регламентирован следующими нормативно-правовыми документами:

    — п. (а) ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — «Организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций»;

    Читать еще:  Новый закон думы о садоводческих некоммерческих товариществах

    — п. (а) ч.1 ст.9 Закона города Москвы от 05.11.1997 № 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — «планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций»;

    — постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. № 124-ПП «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС» — определяет структуру и порядок разработки Плана действий организации.

    В соответствии с постановлением Правительства Москвы №124, План действий организации состоит из двух разделов и пяти приложений, а так же должен быть согласован с территориальным подразделением по административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве.

    Выше приведены электронные версии нормативно-правовой документации, методических рекомендаций по разработке Плана действий, а так же примерный вариант Плана действий.

    Перед началом разработки Плана действий, необходимо обратиться в Управление по АО ГУ МЧС России по г. Москве с просьбой о предоставлении исходных данных, необходимых для его разработки, а так же определении пункта временного размещения (ПВР) персонала организации и приписке к ближайшему защитному сооружению. Образец такого письма находится выше.

    Также, обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых методических рекомендациях требуется исполнение Плана действий в альбомном формате. На территории Москвы принято разрабатывать его в книжном формате.

    Действия населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Пожар в лесу и на торфянике.

    Если пожар застал вас в лесном массиве и на торфянике предупредите окружающих вас людей. Немедленно постарайтесь выйти из зоны задымления. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или укройтесь мокрой одеждой при этом продолжайте движение от пожара. Если поблизости нет водоема, постарайтесь, смочить тряпку и прикрыть органы дыхания. При выходе из зоны задымления дышите ближе к земле (внизу воздух чище). При передвижении по торфянику проверяйте маршрут палкой перед собой, так как пожар может быть подземным.

    Гололед.

    Перед выходом на улицу воздержитесь от обуви на каблуках. Используйте обувь с плоской подошвой, подготовьте ее к гололеду. Для этого необходимо сделать металлические набойки или наклеить на сухую подошву лейкопластырь (изоляционную ленту). Передвигайтесь осторожно, наступая на всю подошву, ноги при этом должны быть слегка расслаблены. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником.

    При пересечении ледового покрова.

    Строго запрещается выход на лед в период осень, весна. А так же выезд автотранспорта на лед в период ледостава и межсезонья (осень, весна). Движение по льду осуществляется только в местах установленных, обслуживаемых ледовых переправ, информация о которых специально публикуется в средствах массовой информации.

    При проваливании под лед постарайтесь избавиться от обуви и верхней одежды. Сделайте глубокий вдох, расставьте руки как можно шире и выставьте их на край полыньи, позовите на помощь. При движении из полыньи совершайте руками скользящие движения по льду, пытайтесь заплыть на льдину. Не прекращайте движений пока не выберетесь из воды.

    Гроза.

    В условиях начала грозы закройте окна, вентиляционные отверстия (дымоходы). По возможности отключите электро питание бытовых приборов и не пользуйтесь ими во время грозы. Если гроза застала вас в лесу то выйдите на низкорослый участок леса, не подходите и не прижимайтесь к высоким деревьям (особенно к соснам, дубам и тополям). При нахождении в водоеме немедленно выйдите на берег. В условиях грозы не ложитесь на землю, лучше присядьте на корточки. Если гроза застала вас в автомобиле, закройте окна и опустите антенну радиоприемника, не выходите из машины.

    Авария с выбросом химически опасных веществ.

    Запомните сигнал с использованием воя сирен означает «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

    При этом сигнале необходимо включить теле или радио приемник на любом канале для получения информации о месте выброса, виде и количестве опасного вещества попавшего в атмосферу (водоем, на землю).

    В условиях выброса химически опасных веществ, если под рукой нет респиратора или противогаза, смочите тряпку в 2% или 5 % растворе пищевой соды (если идет выброс ХЛОРА), в 2 % растворе лимонной или уксусной кислоты (если идет выброс аммиака). При выходе из зоны выброса наденьте плотную одежду, укрывающую все тело.

    В условиях, когда вы не имеете возможность покинуть зону выброса, немедленно закройте окна, двери (дымоходы) заклейте имеющиеся в них щели клейкой бумагой (скотчем), отключите электробытовые приборы. Постарайтесь не укрываться в цокольных этажах и подвалах зданий.

    В условиях, когда авария застала вас на автомобильном или железнодорожном транспорте, постарайтесь удалиться от места выброса на расстояние, превышающее 200 метров.

    При подозрении на отравление химически опасным веществом немедленно примите обильное питье (молоко, чай), исключите любые физические нагрузки, обратитесь к врачу. Воздержитесь от употребления воды из водопровода (колодца) до проведения проверки органами санитарного надзора.

    Радиационная авария (инцидент).

    Запомните сигнал с использованием воя сирен означает «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

    При этом сигнале необходимо включить теле или радио приемник на любом канале для получения информации о месте выброса радиации и радиационном фоне в вашей местности.

    В условиях возникновения радиационного заражения, если под рукой нет респиратора или противогаза, смочите тряпку и прикройте органы дыхания. Немедленно уйдите с улицы. Укройтесь в зданиях или любых других постройках.

    В условиях, когда вы не имеете возможность покинуть зону выброса, немедленно закройте окна, двери (дымоходы) заклейте имеющиеся в них щели клейкой бумагой (скотчем), накройте их мокрой тканью. По возможности сделайте запас воды в герметичных емкостях, запас продовольствия упакуйте в целлофан. Ожидайте сообщений по теле и радио приемникам.

    Рекомендации для населения по безопасному использованию газа в быту.

    Газ — наш добрый помощник. Он удобен, экономичен, улучшает бытовые условия населения. Но он коварен и опасен, если Вы отступите от строгих правил пользования им.

    ПОМНИТЕ! Нельзя оставлять без присмотра включенные газовые приборы — кипящая на плите жидкость может залить пламя на горелках и невидимый газ, не сгорая, наполнит Вашу кухню, или из-за неисправности где-то появится, утечка газа и опять появилась опасность взрыва или пожара, поэтому, уходя из дома, проверяйте полноту закрытия кранов на газовых приборах. Для исключения аварий и несчастных случаев при пользовании газовыми приборами среди населения, использующее газ в быту, обязано:

    — пройти инструктаж по безопасному пользованию газом в эксплуатационной организации газового хозяйства и соблюдать инструкции по безопасной эксплуатации газовых приборов.

    — обеспечить сохранность и содержание газовых приборов в чистоте.

    — следить за нормальной работой газовых приборов, дымоходов и вентиляции, проверять тягу до включения и во время работы газовых приборов с отводом продуктов сгорания в дымоход.

    — по окончании пользования газом закрыть краны на газовых приборах и перед ними.

    — вызывать работников газового хозяйства при неисправности газового оборудования.

    — закрыть немедленно краны горелок газовых приборов при внезапном прекращении подачи газа и сообщить в аварийную газовую службу по тел. 04.

    — при появлении в квартире (доме) запаха газа немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны к приборам и на приборах, открыть окна или форточки для проветривания помещения, вызвать аварийную службы газового хозяйства вне загазованного помещения. Не зажигать огонь, не курить, не включать и не выключать электроосвещение и электроприборы, не пользоваться электрозвонками.

    — перед входом в подвалы, до включения света или зажигания огня, убедиться в отсутствии там запаха газа.

    — при обнаружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице:

    — сообщить окружающим о мерах предосторожности;

    — сообщить в аварийную газовую службу за пределами загазованного места;

    — принять меры к удалению людей из загазованной среды, предотвращению включения и выключения электроосвещения, появления открытого огня и искры;

    — до прибытия аварийной бригады организовать проветривание помещения;

    — допускать в квартиру (дом) работников газового хозяйства по предъявлению ими служебных удостоверений для осмотра и ремонта газопроводов и газового оборудования в любое время суток.

    — обеспечить свободный доступ работников газового хозяйства к месту установки баллонов в день доставки газа.

    — своевременно оплачивать стоимость технического обслуживания внутридомового газового оборудования.

    НАСЕЛЕНИЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    — производить самовольную газификацию дома (квартиры, садового домика), перестановку, замену и ремонт газовых приборов, баллонов и запорной арматуры.

    — производить перепланировку помещения, где установлены газовые приборы, без согласования с соответствующими организациями.

    — вносить изменения в конструкцию газовых приборов. Изменять устройство дымовых и вентиляционных систем. Заклеивать вентиляционные каналы, замуровывать или заклеивать «карманы» и люки, предназначенные для чистки дымоходов.

    — отключать автоматику безопасности и регулирования. Пользоваться газом при неисправных газовых приборах, автоматике, арматуре и газовых баллонах, особенно при обнаружении утечки газа.

    — пользоваться газом после истечения срока действия акта о проверке и чистке дымовых и вентиляционных каналов.

    — пользоваться газовыми приборами при закрытых форточках, решетках вентканалов, отсутствии тяги в дымоходах и вентканалах.

    — оставлять работающие газовые приборы без присмотра, кроме рассчитанных на непрерывную работу и имеющих для этого соответствующую автоматику.

    — допускать к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста, а также лиц в нетрезвом состоянии, не контролирующих свои действия и не знающих правила пользования этими приборами.

    — привязывать к газопроводам веревки и нагружать газопроводы.

    — использовать газ и газовые приборы не по назначению.

    — пользоваться газовыми плитами для целей отопления помещения.

    — использовать помещения, где установлены газовые приборы для сна и отдыха.

    — применять открытый огонь для обнаружения утечек газа (нахождение утечек газа проводиться с помощью мыльной эмульсии или специальным прибором).

    — допускать порчу газового оборудования и хищение газа.

    — лица, нарушившие «Правила пользования газом в быту» несут ответственность в установленном законом порядке.

    ПОМНИТЕ! Не соблюдение правил пользования газом может привести к несчастным случаям с тяжелыми последствиями. Выполняя элементарные правила безопасности. Вы сбережете жизнь себе и близким.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector