Chelnyurinform.ru

Челны Информ
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о переселении из аварийного жилья

Переселение из аварийного жилья

Срок службы жилья ограничен. Износ технических конструкций, разрушение несущих стен, проблемы с электричеством, газоснабжением и водой могут привести к проблеме аварийности дома. Такие ситуации не остаются без государственной поддержки – людей переселяют в другие районы, а непригодное жилье подвергается сносу. Согласно официальной статистике, с 2002 и после 2019 года расселено порядка 16,36 млн кв. метров, а новое жилье получили 1,06 млн человек.

Однако аварийные дома появляются из года в год. Многие люди слышали о Программе переселения из непригодных жилых объектов, но не знают, каков порядок и условия процесса? Давайте разберем основные этапы механизма расселения аварийных домов в РФ и регионах страны.

Необходимые условия для расселения

Прежде чем расселять аварийные дома, нужно зафиксировать факт опасного состояния объекта недвижимости. Общий регламент прописан в нормах ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года, а также в статьях ЖК РФ и региональных программах.

Ответственный за переселение граждан из аварийного жилья орган – государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основная задача – найти непригодное жилье, составить список аварийных объектов и определить порядок расселения домов в регионах.

Условия выполнения Программы по переселению из аварийного жилья:

  1. Выделение средств из федерального и региональных бюджетов – в скором будущем планируется переложить основные затраты на муниципальные объединения.
  2. Аварийность дома устанавливают эксперты по ходатайству межведомственной комиссии.
  3. Допускаются плановая и внеплановая проверка объекта недвижимости – в рамках Программы реформирования ЖКХ или по заявлению жильцов старого дома.
  4. Соблюдение принципа «метр в метр» – взамен старой аварийной жилплощади предоставляются квартиры со схожим метражом или чуть большим метражом. Разницу в стоимости фиксируют в отчете: если жилье собственника было дороже, государство доплатит за переселение, а если новое жилье дороже – разницу в цене покрывает уже гражданин.
  5. Переселение в объекты того же района или населенного пункта, например – в пределах Санкт-Петербурга, а не в Саратове или Казани.
  6. Задействование маневренного (резервного) жилищного фонда – временная мера, которая позволяет переждать поиск подходящего жилья.
  7. Возможность выбора: новое жилье или деньги за выкуп аварийного.
  8. Учёт жилой нормы – не менее 18 кв. метров на одного человека (в зависимости от региона проживания).
  9. Возможность обжаловать выбор властей – если граждан не устраивает предоставленная жилплощадь, они могут подать иск о переселении в более подходящий жилой объект.
  10. Принудительное расселение домов – аналогичным правом подачи иска обладают и власти, в том случае, если жильцы отказываются покидать аварийный дом.
  11. Жильцы коммуналок расселяются в отдельные квартиры.
  12. Граждан, снимающих жилье по договору социального найма, переселяют в муниципальные объекты – старый договор расторгают; по прибытию на место наниматель вновь заключает договор соцнайма с администрацией района.

Аварийное жилье имеет отличие от ветхого и пригодного для проживания людей. В частности, износ такого жилья составляет свыше 70%. Жить в доме опасно для здоровья граждан. Восстановить аварийный дом практически невозможно, поэтому в большинстве случаев он подлежит немедленному сносу. Зачастую на его месте строят новый дом, а переселенные жильцы могут заселиться в готовый объект. Сейчас активно практикуется социальная ипотека для переселяемых заемщиков – льготная ставка составляет порядка 5-6% годовых.

Пример:

Семья Черновых проживала в 3-комнатной квартире, общей площадью 80 кв. метров. Жилье принадлежало муниципальным властям, с которыми был заключен договор социального найма. Дом был построен в 1967 году и попал в Программу по переселению из аварийного жилья. Наравне с другими жильцами расселение коснулось и семью Черновых – двоих супругов и маленькой дочки. Однако им была выделена не 3-комнатная жилплощадь. Администрация смогла предоставить только 2-комнатную квартиру с меньшим метражом – 48 кв. метров. Глава семейства обратился с жалобой в отдел по расселению местной администрации. Ему пояснили, что власти гарантируют лишь сохранение жилой площади взамен аварийной. Об улучшении условий для нанимателя и членов его семьи речи не идет. Следовательно, при получении новой квартиры не действует правило предоставления жилья нуждающимся семьям (ст. 57 и 58 ЖК РФ). При этом администрация не нарушила закон, выделив семье квартиру с двумя, а не с одной комнатой.

Порядок и правила переселения из ветхого и аварийного жилья

Итак, как расселяют ветхое и аварийное жилье? Во-первых, далеко не все жильцы непригодной жилплощади получают возможность переехать в новый дом или получить компенсацию. Если граждане не входят в одну из перечисленных ниже категорий – процедура их не коснется.

По правилам, в переселении из аварийного дома участвуют:

  • собственники приватизированных квартир и члены их семьи – на основании правоутверждающих документов и выписки из домовой книги;
  • наниматель и члены его семьи – живущие в квартире на основании договора социального найма с муниципалитетом.

Верховный суд разъяснил правила досрочного расселения из аварийного жилья

Верховный суд (ВС) дал разъяснения нормам расселения граждан из аварийного жилья, сообщает информагентство правовой информации РАПСИ.

Разъяснения были даны при рассмотрении жалобы одного из жителей Вологодской области, который остался недоволен новым жильем после расселения из аварийного дома. Взамен 45-метровой квартиры в ветхом доме ему с несовершеннолетним ребенком выделили 15-метровое жилье.

Норму компенсации рассчитал суд, в который мужчина обратился с требованием ускорить переселение их с ребенком в новое жилье такого же метража, как занимаемое по договору социального найма. Суд учел требования только частично — обязав администрацию Вологодской области вне очереди предоставить мужчине и его дочери жилье из расчета 7,5 кв. м на человека. Расчет был обусловлен тем, что в аварийном жилье зарегистрировано шесть человек — семейная пара, двое их детей (один из которых выступил заявителем) и двое внуков. Фактически в нем проживали только заявитель с ребенком.

Суд исходил из того, что заявление о переселении вне очереди было подано на двоих членов семьи, их доли в аварийном жилье — ⅙ на человека. Поэтому новую площадь рассчитали пропорционально этим долям. Вологодец пытался оспорить решение областного суда, но получил отказ и в апелляционной, и в кассационной инстанциях.

Верховный суд встал на сторону заявителя, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса, по которым при переселении из одного жилья по договору соцнайма в другое новое помещение должно быть «благоустроено применительно к условиям соответствующего населенного пункта» и «равнозначно по общей площади ранее занимаемому жилому помещению». С точки зрения высшей инстанции суды проигнорировали обязанность местных властей не только повысить безопасность жилищных условий, но и компенсировать прежние характеристики (благоустроенность, метраж, местоположение), не допуская их ухудшения.

«Жилое помещение взамен признанного аварийным должно быть предоставлено гражданам, имеющим право пользования таким помещением, общей площадью не менее ранее занимаемого, а не пропорционально количеству зарегистрированных в нем лиц», — резюмировал Верховный суд. Инстанция подчеркнула, что право пользования новым жильем должно быть предоставлено всем шестерым членам семьи, которые были зарегистрированы в аварийном помещении. Решения предыдущих инстанций ВС отменил — дело будет повторно рассмотрено в суде Вологодской области.

Действующая в России программа расселения аварийного жилого фонда предполагает расселение порядка 10 млн кв. м в домах, признанных аварийными до 2017 года. В 2020-м российский вице-премьер Марат Хуснуллин обратил внимание на то, что с 2017 года в стране появилось еще 12 млн кв. м небезопасного жилья.

В конце года был принят и подписан президентом закон о комплексном развитии территорий («всероссийская реновация»), который дает регионам возможность принимать решение о расселении жилого фонда, еще не признанного аварийным.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья

Жилищный фонд постоянно обновляется за счет новостроек. Но остаются существовать также дома старого типа, которые постепенно ветшают и становятся опасными для проживания. Если дом будет признан аварийным и ветхим, то проживающие в нем люди вправе получить от государства равноценные благоустроенные квартиры в новом жилом фонде.

Законодательная база

Регулируется порядок определения ветхого и аварийного жилья, предоставления другого в качестве переселения двумя документами:

  • Федеральным законом 185-ФЗ от 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с изменениями;
  • Жилищным Кодексом РФ.

В нормативных актах предусмотрены компенсационные выплаты жильцам в случае переселения в квартиру меньшей площади или взамен утраченной. При этом предпочтительнее используется вариант предоставления благоустроенных помещений равнозначных по количеству квадратных метров тем, которыми владели в домах, официально признанных ветхими и аварийными.

Заключение о признании выдается территориальной администрацией на основании заключения комиссии. В состав комиссии приглашаются представители контрольных и надзорных ведомств:

  • МЧС;
  • санитарной службы;
  • жилищного надзора;
  • органов по соблюдению норм экологического контроля;
  • эксперты по оценке и специалисты по регистрации недвижимости;
  • правозащитных организаций;
  • местной администрации.

Совещание проходит в открытом режиме, о дате, времени и месте проведения извещаются жильцы рассматриваемых домов. Они могут присутствовать и вносить свои предложения в работу комиссии.

Расселение из непригодного для проживания жилья происходит только с согласия собственника с решением администрации.

В чем суть программы и ее цели

Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:

  • степень износа и деформации несущих конструкций;
  • риск обрушения здания, стен и плит;
  • степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.

Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.

Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.

Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.

Аварийные многоквартирные домостроения, расселенные и выведенные из эксплуатации, подлежат последующему сносу по следующим основаниям:

  1. Степень износа несущих конструкций признана критической.
  2. Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
  3. Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
  4. Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
  5. Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.

В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.

Процедура предоставления помещений взамен имеющихся, в домах, признанных ветхими и аварийными, проходит поэтапно:

  1. Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
  2. Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
  1. Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
  2. Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.

Собственник квартиры расселяемого дома может отказаться от нового помещения. Для этого следует подать в администрацию заявление и получить компенсационную выплату в денежной форме в размере стоимости нового жилья.

Кто может участвовать?

В программе расселения приминают участие только собственники помещений независимо от наличия или отсутствия приватизации. Это значит, что проживающие в квартире по договору соцнайма также полноправно претендуют на расселение.

Читать еще:  Использование мест общего пользования в многоквартирном доме

Порядок действий

Как уже говорилось, собственник вправе получить равноценную по площади квартиру или денежную компенсацию. В каждом случае свой порядок действий.

  1. Получение квартиры взамен ветхой и аварийной. Собственнику или нанимателю по договору соц.найма потребуется обратиться в администрацию с заявлением об участии в программе, предоставив подтверждение прописки по данному адресу и справку о составе семьи. Собственник прилагает также правоустанавливающие документы на жилье. Постановка в очередь осуществляется по решению комиссии. Затем жильцам предоставляется квартира, равноценная по площади старой. После осмотра составляется акт приема-передачи и переезд.
  2. Получение денежной компенсации вместо новой квартиры. Для этого подается заявление с правоустанавливающими документами в отношении старого жилья. Комиссия принимает по данному вопросу решение в срок до пяти рабочих дней. Но здесь есть свой минус, размер компенсации может быть ниже стоимости жилья.

Денежные средства будут переведены собственнику на счет, который он укажет в заявлении. Никаких ограничений по их использованию не существует, но по закону могут присутствовать обязательства по выделению доли несовершеннолетнему ребенку. Поэтому, в целях соблюдения законодательства, собственник обязан приобрести достойное для проживания помещение и зарегистрировать там своего ребенка.

Сроки действия программы

С момента действия законодательства в данной сфере расселению из аварийных и ветхих домов подлежали большое количество семей. Но до сих пор процесс не закончен, поскольку на территории России присутствует довольно много домов, где проживание людей находится под угрозой.

Поправки от 28 ноября 2018 года в Федеральный закон 185-ФЗ в очередной раз продлили сроки действия программы до 1 января 2026 года.

Видео: Новая программа переселения из аварийного жилья — что будет в 2021 году?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

PRO новостройку +7 800 301-79-56

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

Содержание закона ФЗ №185 о ветхом и аварийном жилье

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56 . Это быстро и бесплатно !

Федеральный Закон : общие сведения

Переселение из дома может реализоваться по разным причинам:

  • он признан аварийным, поэтому собственники или наниматели переселяются в другие квартиры, а владельцы жилья могут получить компенсацию;
  • требуется проведение капремонта, поэтому все граждане переселяются во временные квартиры;
  • земля под домом необходима муниципальным властям для разных нужд.

Процедура считается специфической и сложной, причем с 2018 года в нее были внесены определенные изменения, которые коснулись собственников, так как они теперь для получения нового комфортного жилья должны уплачивать некоторые средства.

В какие сроки происходит переселение из аварийного жилья? Смотрите по ссылке.

Регулируется процесс ФЗ №185, который имеет отношение к расселению жилья.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья на основании ФЗ № 185, смотрите в этом видео:

Что должны знать жильцы домов

Люди, проживающие в аварийном доме, должны знать многие важные сведения:

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.

Основные положения законодательства

Значимые сведения о переселении содержатся в ФЗ №185. Здесь указывается возможность для владельцев жилья получать компенсацию или новое жилье.

После получения компенсации собственник должен в течение полугода после подписания договора покинуть жилье, но другие условия могут прописываться в самом соглашении.

Основные цели ФЗ.

Нюансы действия программы в 2018 году

Признание дома аварийным зависит от разных факторов, причем сюда относятся:

  • износ деревянного дома должен быть меньше 65%, а каменного – 70%;
  • дома признаются аварийными, если они находятся в местах, где имеется возможность появления оползня или лавины;
  • имеются значимые разрушения фасада или фундамента, которые не могут быть отремонтированы;
  • если был сильный пожар, то проживание в таком строении является небезопасным, а также это относится к наводнениям или воздействиям других природных сил.

Собственники получают либо равноценное жилье, либо компенсацию, причем она должна быть равна рыночной цене объекта, для чего требуется проводить оценку.

Нередко граждане получают от муниципалитета квартиру с меньшим количеством комнат, но одинаковой квадратурой, а в этом случае даже суд может признать такие действия властей правомерными, если в фонде отсутствуют подходящие другие объекты.

ФЗ о расселении

ФЗ №188 и ФЗ №185 указывают на то, что если предлагается жилье в другом районе или иной квадратуры, то власти должны давать письменные разъяснения такой ситуации.

Жильцы аварийного дома составляют с муниципалитетом новый договор соцнайма.

О капитальном ремонте жилых домов.

Изменения, внесенные в госпрограмму в 2018 году

Фонд ЖКХ курирует процесс проведения капремонта и расселения граждан.

Нужно ли оплачивать коммунальные услуги в аварийном жилье? Ответы тут.

За счет него формируются региональные комиссии, которые производят оценку имеющихся домов и квартир, после чего решается, являются ли они аварийными.

Действия программы касаются только домов, которые официально являются аварийными по разным причинам.

Что по ФЗ №185 делает комиссия

После оценки здания формируется отчет, в котором содержатся важные сведения:

  • план строения;
  • заявления от жильцов об аварийном состоянии;
  • копии документов на квартиры;
  • заключение, на основании которого решается, включается ли дом в программу переселения.

Важно! Сами жильцы домов могут подавать заявления на проведение оценки.

Особенности переселения владельцев квартир

Собственники жилья могут выбрать компенсацию или новую квартиру. Так как новое жилье будет стоить дороже аварийного объекта, то они должны выплатить муниципалитету нужную сумму средств.

Как формируются списки? Смотрите тут.

Если у владельцев квартир отсутствуют необходимые деньги, то они могут заключить договор соцнайма или получить компенсацию.

Как обеспечивается законность действий местной власти при переселении из ветхого и аварийного жилья? Смотрите в этом видео:

Нюансы переселения и предоставления компенсации

Сам процесс делится на этапы:

  • проводится исследование жилья;
  • выносится решение комиссией;
  • если дом признается аварийным, то все наниматели расселяются по новым квартирам, для чего с ними составляется новый договор соцнайма;
  • собственники решают, будет ли ими получена компенсация или они получат новую квартиру;
  • составляются соответствующие соглашения.

Заключение

Таким образом, процесс переселения граждан из аварийного жилья регулируется ФЗ №185 и некоторыми другими законодательными актами.

Можно ли продать аварийное жилье по закону? Смотрите здесь.

Для этого должны учитываться основные нюансы процесса.

Для собственников предлагается два варианта, а наниматели переселяются в новые квартиры одинаковой квадратуры с составлением нового договора соцнайма.

Бесплатная консультация

Бесплатная консультация

3 thoughts on “ Содержание закона ФЗ №185 о ветхом и аварийном жилье ”

  1. Светланп 22.09.2018 at 21:31

Здравствуйте, если я собственник и у меня нет доплаты за новое жилье, я принимаю новую квартиру по социальному найму,? В будующем могу ли я приватизировать ее или нет. И еще вопрос. Пункт с зачетом аварийного жилья. Какую разницу имеют ввиду, рыночную аварийного и новостройки за общую площадь. Если аварийное оценивают в 30000 за кв. М, а новостройку в 60000,то разница доплаты, за одинаковую площадь, например 50кв.м,будет 1,5млн. руб. Это очень много.

Добрый вечер, обращаюсь к Вам за консультацией: в сентябре 2014 г наш дом признали аварийным,у нас с сестрой равные доли в приватизированной квартире 13,4 кв м. Местная администрация разъяснила,что нас переселят в комнату 13.4 кв с подселением или выдадут компенсацию по рыночной стоимости где-то около 20000 руб за квадратный метр. С таким раскладом одна из основных целей ФЗ №185 создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан нарушается .Что нам предпринять,чтобы нам выделили однокомнатную квартиру?
С уважением, Ольга.

В августу 2019 наш дом наконец-то признали аварийным а расселить должны до 2026г включительно как же можно прожить в аварийном доме с износом болен 70% еще 7 лет,ждать что он завалится и раздавит живущих в доме.,дом 8 квартирный

ВС счел невозможным вывод дома из адресной программы по переселению из аварийного жилья

В Определении от 27 января № 48-КАД20-12-К7 Верховный Суд разобрался, можно ли вывести из региональной адресной программы квартиру и отказать в предоставлении жилья взамен аварийного.

Зоя Осолодкова является единственной наследницей матери, которая до момента смерти 5 мая 2007 г. являлась собственником квартиры в многоквартирном доме.

На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и акта обследования многоквартирного дома от 7 декабря 2011 г. жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Объект недвижимости указан в перечне аварийных МКД, расположенных на территории Пластовского муниципального района и включенных в областную адресную программу «Переселение в 2013–2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области». Постановлением администрации муниципального района дом включен в муниципальную программу «Переселение в 2015 году граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пластовского муниципального района».

30 декабря 2016 г. администрация района приняла решение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка под многоквартирным жилым домом. Зое Осолодковой было отказано в предоставлении жилого помещения взамен изъятого аварийного жилья, поскольку у администрации на то отсутствуют законные основания. При этом, согласно свидетельству о праве на наследство по закону, женщина является собственником данной квартиры, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Посчитав, что после смерти матери она является наследником первой очереди и со дня открытия наследства обладает имущественными правами и обязанностями наследодателя, которому должно быть предоставлено жилье взамен аварийного в соответствии со списком жителей, Зоя Осолодкова обратилась в Пластовский городской суд с иском к администрации района о признании отказа незаконным.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным, включен в соответствующие муниципальную и региональную программы переселения, фактически изъят у владельцев, ссылаясь на специальный характер норм права, содержащихся в Законе о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (по отношению к положениям ст. 32 Жилищного кодекса), пришел к выводу о наличии у заявителя по его выбору права требования выкупа жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Суд апелляционной инстанции, сославшись на положения ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса, указал на отсутствие заключенного с административным истцом соглашения, а также решения администрации об изъятии квартиры, принадлежащей Зое Осолодковой, и ее заявления о выборе способа обеспечения своих жилищных прав в период действия региональной адресной программы по переселению граждан. Суд пришел к выводу о возможности защиты прав Зои Осолодковой исключительно в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом, и, следовательно, законности оспариваемого решения органа муниципальной власти. Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции согласилась с выводами апелляции.

Читать еще:  Кого не могут выселить из служебного жилья

Рассмотрев жалобу Зои Осолодковой, Верховный Суд заметил, что вывод апелляции и кассации о том, что женщина в связи с отсутствием соглашения об изъятии спорной квартиры не имеет права на предоставление другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным, является ошибочным, поскольку земельный участок, на котором расположен указанный дом, был изъят в соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Жилищного кодекса.

Кроме того, обратил внимание ВС, учитывая, что объектом региональной адресной программы является жилищный фонд как совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащих сносу и расселению, административный ответчик был не вправе произвольно выводить за рамки действия указанной программы квартиру, принадлежащую на праве собственности заявителю.

Вместе с тем, указал Суд, Зоя Осолодкова избрала способ обеспечения своих жилищных прав, предусмотренный Законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и действующий в рамках реализации региональной адресной программы, – предоставление другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным. ВС заметил, что на момент обращения истицы с заявлением в администрацию она была лишена возможности проживать в квартире, поскольку дом частично разрушен. Это свидетельствует о том, что жилое помещение фактически изъято из собственности.

«Учитывая изложенное, отказ администрации Пластовского муниципального района Челябинской области в предоставлении заявителю жилого помещения взамен фактически изъятого аварийного жилья нельзя признать законным», – резюмировал ВС, оставив в силе решение первой инстанции.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина назвала позицию ВС верной, поскольку законодательством в случае включения дома в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья предусмотрено предоставление либо иного жилого помещения, либо его выкуп. Этот выбор является правом лица – невозможно ограничить его в указанных в законодательстве вариантах.

Адвокат указала, что суды второй и кассационной инстанций не учли, что первоначально жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья. Позднее же земельный участок, на котором был расположен жилой дом, признан подлежащим изъятию, а дом – сносу. Ориентируясь на указанное решение, суды определили, что применим общий порядок, предусмотренный ЖК РФ, а не специальный, как изначально указал суд первой инстанции.

«Однако указанное не представляется верным. По сути, ВС РФ в определении указал применимый порядок в ситуациях, когда имеются основания для двух способов реализации жилищных прав граждан при признании жилья аварийным. Так, ВС указал, что при наличии региональной адресной программы по переселению, где предметом является жилищный фонд как совокупность многоквартирных домов, выделить отдельное жилое помещение из данной совокупности, применив по отношению к нему общий порядок, не является верным», – заключила Анна Минушкина.

Помощник юриста в Содружестве Земельных Юристов Арина Шмойлова отметила, что включение МКД в региональную программу по переселению является ключевым моментом при определении способа обеспечения прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилья. Если МКД в такую программу не включен, то в предоставлении нового жилого помещения может быть правомерно отказано. В таком случае в качестве возмещения собственнику будут предоставлены денежные средства.

«В рассматриваемом деле истец приобрел право на квартиру в порядке наследования, при этом квартира уже была включена в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Реализуя свое право на выбор способа возмещения за изымаемое жилье, истец выбрал предоставление другого жилого помещения. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение на районную администрацию. Такой способ защиты жилищных прав законен и правомерен, в полной мере соответствует устоявшейся практике Верховного Суда. Кассационная и апелляционная инстанции, несмотря на распространенную практику, неправомерно отменили решение первой инстанции, лишив истца предусмотренного Законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства права выбора способа обеспечения прав собственников», – указала эксперт.

Арина Шмойлова отметила, что Верховный Суд отменил определения апелляции и кассации, в очередной раз указав на незаконность лишения собственников права выбора способа возмещения. Решение суда первой инстанции оставлено в силе, что подтверждает устоявшуюся практику по разрешению споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников.

Закон о переселении из аварийного жилья

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2020 г. N 15026-МЕ/06

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам — получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Дополнительно сообщаем, что Минстроем России планируется осуществление мониторинга правоприменения различных дополнительных мер поддержки гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

Государственная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области» на 2019-2025 годы

Основания программы

Государственная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области» на 2019-2025 годы определяет перечень многоквартирных домов:

  • признанных до 1.01.2017 года в установленном законодательством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащие расселению в рамках региональной адресной программы федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» за счет средств госкорпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и перечень аварийных многоквартирных домов, расселяемых по иным программам Подмосковья, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда;
  • перечень аварийных многокрвартирных домов, подлежащих расселению только за счет средств консолидированного бюджета региона.

Участниками региональной программы определены муниципальные образования Московской области, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома.

Цели программы

  • Обеспечение расселения многоквартирных домов, призванных аварийными;
  • Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и внедрение ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий;
  • Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

Регламентирующие документы

Результаты и текущая деятельность

2019 год

дом для переселенцев из аварийного жилья в Сергиевом Посаде

6 условий участия в программе «Ветхое жилье» в 2021 году

Условия программы

Программа расселения из ветхого и аварийного жилья начала свое действие еще в 2002 году. Ее цель – обеспечить население жильем с качественными условиями проживания, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья человека. Благодаря данной программе люди получили возможность переехать в новое жилье с оптимальными условиями переселения и наличием всех необходимых коммуникаций.

Регламентируются условия программы Постановлением правительства и 185 ФЗ. Скачать их вы можете на нашем сайте.

Изначально обеспечить людей жилой площадью было запланировано в течение 8 лет. Но за это время власти не успели в полной мере реализовать задачи программы. В связи с этим было принято решение о ее продлении до 2021 года. Но и дополнительные 7 лет не принести желаемого результата, поэтому она действует до сих пор и будет закончена в 2021 году.

Читать еще:  Залог доли в недвижимом имуществе

Для участия в программе переселения из ветхого и аварийного жилья необходимо решение комиссии, которое подтверждает непригодность квартиры для проживания.

Производится переселение по следующим правилам:

  • Новая жилая площадь должна полностью соответствовать старой по параметрам либо размерам, установленным законодательством, – не менее 18 кв.м на одного человека. Например, если граждане до расселения проживали в маленькой квартире, где на одного приходилось всего 10 кв.м, то они вправе претендовать на более большое жилье – по 18 кв.м на каждого члена семьи.
  • Условия проживания в новом доме должны быть не хуже, чем в старом.
  • Первоочередное право на получение новой недвижимости имеют лица, у которых больше нет никакого жилья.
  • При проживании владельца в другом населенном пункте, ему может быть выдана денежная компенсация.
  • При постановке собственника аварийного жилья на учет по программе улучшения условий проживания он получит новую квартиру с учетом недостающих квадратных метров.
  • Расселение не предусматривается в коммунальные квартиры.
  • Новая жилая площадь выделяется в том же районе, где находится непригодное жилье. Если жильцы не против, им могут подобрать варианты в иных районах.

Бывают случаи, когда владелец желает получить вместо новой недвижимости денежную компенсацию. Для этого требуется подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления. Но выполнять данное требование собственника муниципальные власти не обязаны, этот вопрос остается на усмотрение администрации.

ВАЖНО! С того момента, как недвижимость признана непригодной для проживания, владельцам запрещается осуществлять мену или продажу ветхого жилья. В противном случае сделки будут считаться недействительными.

Судебная практика

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Напоминаем, что если у вас возникли проблемы с переселением из ветхого или аварийного жилья или вам нужна помощь в суде или подготовке документов, то просьба записаться на бесплатную консультацию к юристу на нашем сайте. Оставьте ваши контакты в специальной форме и мы вам перезвоним.

Это важно знать: Жалоба на благоустройство придомовой территории

Также вам будет интересно узнать про программу «Социальная ипотека», которая поможет вам приобрести новое жилье за счет поддержки государства.

Какое жилье может быть признано аварийным

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Кто может стать участником программы

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

Ветхое жилье

Последние изменения: Январь 2021

Многие хотели бы жить в новых домах, построенных с соблюдением новых технологий, с благоустроенными квартирами с комфортной планировкой. Однако большинство вынуждено жить в старых домах, с устаревшими коммуникациями, неудобной планировкой. Ветхое жилье не просто неудобно в проживании, но и представляет собой опасность. Переселение из аварийного жилья – дело сложное, требующее вмешательства властей, поскольку обмен такой недвижимости с исчерпанным ресурсом использования маловероятен.

По российскому законодательству аварийное жилье подлежит обмену на недвижимость в технически исправном состоянии. Проблема переселения особенно актуальна для проживающих зданиях, построенных до войны или в послевоенные годы.

Законодательная база

Программа расселения помогает гражданам, живущим в опасном, технически неисправном доме, переехать в новую квартиру. Благодаря федеральной программе ветхого жилья, таких жильцов расселяют в комфортные дома, однако перед этим предстоит непростую процедуру согласования, с подачей заявки и прохождением всех этапов согласно нормам законодательства. Для выделения квартир, в первую очередь, получают разрешение специальной комиссии, признающей обоснованность переселения.

Суммы доплаты могут оказаться чрезмерно значительными для некоторых категорий граждан, поэтому используется другая схема переезда через получение социального жилья по договору с муниципалитетом. После того, как граждане подпишут договор соцнайма, у них появляется право перевода квартиры в собственность через выкуп.

Аренда социального жилья предполагает внесение оплаты в размере 70% от рыночных цен на аналогичную жилплощадь. Для некоторых категорий граждан арендная плата отменяется, и квартира передается в бесплатное пользование с уплатой исключительно коммунальных платежей. Чтобы освободиться от арендной платы, предстоит предварительно подтвердить свою принадлежность к одной из следующих категорий:

    Инвалидность. Статус малоимущих. Многодетные семьи. Пенсионеры.

Какими законами руководствоваться

Работа по переселению россиян из аварийных строений регламентируется целым перечнем законодательных актов федерального или регионального уровня. Основные нормы закона приводятся в следующих актах:

  1. ЖК РФ, принятый 29 декабря 2004 года.
  2. ПП РФ №47 от 28 января 2006 года, утверждающее правила признания помещений непригодными для проживания в аварийных и сносимых домах, а также признании дачных построек жилыми.
  3. Закон №185-ФЗ от 21 июля 2007 года, регламентирующий работу Фонда содействия реформированию ЖКХ. Россиянам эти положения известны как Закон о переселении из аварийного жилья.
  4. Местные программы и законодательные акты.

Если дом аварийный куда расселяют собственников

Введение дополнительной платы предусмотрено не во всех случаях, а только для граждан, которые хотели бы остаться жить в том же районе, отказавшись от ветхого жилья. Жителям исторических районов города предлагаются особые условия переезда с выбором места будущего проживания по собственному усмотрению.

Аварийное или ветхое

При определении условий переселения из ветхого и аварийного жилья руководствуются отнесением к конкретной категории.

Для признания ветхим строение должно иметь высокий уровень износа – 65% для зданий из дерева, 70% для каменных строений. Эти показатели недостаточны для дальнейшего признания аварийности.

Признать аварийным могут только помещения и строения, где несущие конструкции серьезно деформированы и повреждены. Ветхое строение не всегда влечет за собой опасность для жизни проживающих, а вот аварийное жилье предполагает утрату прочности. Если половина помещений, включая несущие стены и элементы конструкции, признаны опасными для жильцов, с риском обрушения, то такая недвижимость считается аварийной.

Хотя термин «ветхость» давно исключен из юридической терминологии и последний раз использовался в советских законодательных актах, при согласовании переезда и переселения учитывают различия по степени опасности проживания в аварийной или ветхой недвижимости. Решая о целесообразности расселения, муниципалитет исходит из:

    степени опасности из-за износа; ценности объекта в историческом смысле; целесообразности переезда.

Какие программы расселения ветхого жилья существуют

Основным нормативом, которым руководствуются местные власти и жильцы, служит программа расселения аварийного жилья под названием «Жилье». В рамках госпрограммы собственники помещений в строении, признанном ветхим или аварийным, подлежат расселению.

Программа сноса ветхого и аварийного жилья была запущена еще в 2002 году, однако в процессе реализации многие регионы признали результаты работы неудовлетворительными. Возникли сложности с предоставлением альтернативной недвижимости, пригодной к проживанию, и это послужило толчком для пересмотра положений федерального проекта.

Многие положения закона №185-ФЗ от 2017 года сохранили свое действие и в новых условиях, устанавливая правила для реализации региональных законопроектов, связанных с финансированием, переселением, проведением капремонта. Нормы, установленные в редакции закона от 9 декабря 2018 года, распространились и на вопросы переселения из непригодного жилья в 2019 году.

Новым законом №185 (ст.16) устанавливается временной промежуток для реализации конкретных региональных проектов для переселенцев – до 01.09.2025 года.

С января 2019 года запущен проект по обеспечению устойчивого сокращения непригодного жилфонда. Инициатором программы выступил Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Действия по переселению начинаются с процедуры признания дома аварийным, когда само нахождение в нем становится опасным.

Правила переселения из аварийного жилья

Проживание в неблагоустроенном здании с разрушенными или изношенными коммуникациями, является непригодным для жизни, однако, чтобы переехать из ветхого жилья, процедура переселения предполагает необходимость признания факта, что ремонт и реконструкция не помогут решить вопрос. Если изношенная недвижимость подлежит реконструкции, новую жилплощадь не выдадут, так как расселяют из ветхого жилья только при невозможности восстановления. Жилплощадь выдадут на время ремонта (ст. 95 ЖК РФ). Аварийные помещения восстановить не удастся, поэтому принимается решение о выселении и перемещении жильцов в новое благоустроенного жилье.

Первое, что необходимо сделать для дальнейшего переезда, это согласовать решение о сносе. Процедура оформления многоэтапная и потребует от граждан немало терпения и усилий:

  1. Собственники и наниматели обращаются в муниципалитет или администрацию с заявлением о признании здания аварийным.
  2. Должностные лица принимают решение о направлении жильцов в организации, занимающуюся определением техпараметров.
  3. С заключением граждане идут в межведомственную комиссию с просьбой провести экспертизу. Для этого готовят документацию с планом и техпаспортом здания, а также прилагают заключение о техсостоянии, жалобу жильцов и документы, подтверждающие право на собственность.
  4. Новая экспертиза проводится межведомственной комиссией в 30-дневный срок. Если установлено, что дальнейшее проживание невозможно с силу угрозы жизни и здоровью граждан, решение выносят за 1 день.
  5. Как только выносят решение о признании здания аварийным, администрация обязана предоставить новые помещения.

При отказе признать помещения аварийными, решение комиссии обжалуется в судебном порядке.

Денежная компенсация

Помимо переезда в новую квартиру допускается второй вариант решения проблемы путем выплаты денежной компенсации. Проблема собственности в аварийном состоянии – ее низкая стоимость, что вынуждает взимать доплату при переезде в новое жилье.

Получение компенсации предполагает следующий порядок действий:

    Проведение исследования технического состояния жилья. Принимается решение о признании или отказе в признании недвижимости аварийной. При положительном ответе дом расселяют и оформляют договор о социальном найме. Если переселение не соответствует интересам жильцов, принимают решение о компенсации. По достижении единого мнения администрация и собственники составляют совместное соглашение.

Если муниципалитет принял решение о переселении из аварийного дома жильцов, и готов предоставить равноценное жилье, благоустроенное и технически исправное, у жильцов только 2 варианта действий:

  1. Принять предложенный вариант размещения.
  2. Получить компенсацию.

В первом случае жилье предлагают с доплатой из личных средств, либо на условиях социального найма с последующим выкупом. Во втором случае взамен квартиры предложат компенсирующую выплату, но ее стоимость не соответствует представлениям собственников.

Самое сложное – согласовать условия переезда и выселения из аварийной жилплощади. Сталкиваясь с несправедливым, по мнению жильца, решением, они отказываются выполнять предписание по освобождению помещений.

Согласно ст. 89 жилищного законодательства, муниципальные власти вправе инициировать принудительное выселение с предварительным получением судебного предписания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector