Chelnyurinform.ru

Челны Информ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лицензионные требования к управляющим компаниям жкх

Лицензионный контроль в отношении управляющей организации. Что нужно знать?

Краткое содержание:

1. Лицензионный контроль в отношении управляющей организации.

2. Обсуждение.

В отношении управляющих организаций, имеющих лицензию и управляющих МКД на основании договора управления, осуществляется не жилищный надзор, а лицензионный контроль со стороны уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (ГЖИ).

Предметом лицензионного контроля в сфере управления МКД является предупреждение, выявление и пресечение нарушений управляющей организацией обязательных требований, установленных законодательством в сфере управления МКД.

В сфере управления МКД обязательные требования предъявляются:

-к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности, в том числе требования к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества в МКД;

-созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление МКД, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;

-предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД;

-ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

-энергетической эффективности и оснащенности помещений МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов.

К грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

Внеплановая проверка лицензиата (управляющей организации) в связи с поступлением в орган ГЖН обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

По результатам внеплановой проверки орган ГЖН может выдать управляющей организации предписание об устранении выявленных нарушений.

Управляющая организация может:

1) выполнить предписание, если оно обоснованно;

2) не выполнить предписание, заплатить штраф, а впоследствии из-за халатного отношения к своим обязанностям — лишиться МКД или лицензии.

Источник. Жилищный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.

Лицензирование управляющих компаний: права собственников помещений и обязанность органов местного самоуправления

Как известно, с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие введение государственного регулирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть введения лицензирования данного вида деятельности.

Лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами должны получить управляющие компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании договора управления многоквартирным домом (далее – управляющая организация).

Для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая организация должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированной в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
  • должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии должно иметь квалификационный аттестат, подтверждающий знание действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства;
  • должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии не должно иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами должна отсутствовать информация об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
  • руководитель организации, индивидуальный предприниматель не должны быть дисквалифицированы;
  • управляющая организация должна раскрыть предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» информацию в полном объеме.

В настоящий момент на территории Пермского края проходят процедуры приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационных аттестатов. Узнать информацию о том, получил ли руководитель управляющей организации квалификационный аттестат собственник помещения может на сайте Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в разделе «Лицензирование». В данном разделе также находится информация об обращении соискателей лицензии с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общий список организаций, имеющих лицензию будет размещен на официальном сайте Инспекции в этом же разделе.

Обращаем внимание собственников помещений: если до 1 апреля 2015 года Ваша управляющая организация не подала заявление на получение лицензии, то собственникам помещений необходимо на общем собрании принять решение либо о смене управляющей организации (на ту, которая имеет лицензию), либо сменить способ управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья либо непосредственное управление. Если такое собрание собственниками не будет проведено, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для Вашего многоквартирного дома. С 1 мая 2015 года управление многоквартирными домами в отсутствие лицензии НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и влечет за собой привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности.

Также сообщаем, что изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации, установлено:

1) непосредственный способ управления многоквартирным домом может быть выбран только теми собственниками, количество квартир многоквартирного дома которых не превышает 16 (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Те многоквартирные дома, которые в настоящее время управляются таким способом и количество квартир в которых превышает 16, до 1 апреля 2015 г. должны сменить способ управления данным многоквартирным домом. При отсутствии решения собственников помещений о смене способа управления орган местного самоуправления объявит открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении такого многоквартирного дома;

2) ограничение для «многодомовых» товариществ собственников жилья (статья 136 Жилищного кодекса РФ). Если многоквартирные дома, которыми управляет «многодомовое» товарищество собственников жилья, расположены на земельных участках, которые не имеют общую границу и в пределах которых не имеется сетей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, то до 1 июля 2016 года такое товарищество должно быть реорганизовано (то есть созданы отдельные товарищества собственников жилья на каждый отдельный многоквартирный дом), либо собственники должны изменить способ управления многоквартирным домом. Если такое решение не будет принято и реализовано до 1 июля 2016 года, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для каждого из многоквартирных домов, входивших в «многодомовое» товарищество собственников жилья.

В рамках дальнейшего государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в случае, если в течение календарного года в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов будут судом назначены два и более раза административные наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора, то управляющая организация лишится права управлять данным домом (домами), сведения о таком доме (домах) будут исключены из реестра лицензий. После исключения из реестра лицензий сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, организация может полностью лишиться лицензии.

При этом у собственников помещений есть право вето. Если организация получила два замечания, но собственники хотят с ней продолжать работать, приоритет остается за решением собственников. В течение двух месяцев со дня, когда собственники помещений были уведомлены об исключении из реестра лицензий сведений об их многоквартирном доме, они вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления управляющей организацией (лицензиатом) деятельности по управлению их домом. При этом орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом собственниками помещений решении в течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания (путем направления копии такого протокола заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).

В случае если действие лицензии по управлению многоквартирным домом было прекращено или аннулировано, орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня получения такого уведомления от органа государственного жилищного надзора созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом. Если же такое решение не принято и (или) не реализовано или общее собрание собственников помещений не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления обязан провести конкурс по отбору управляющей организации.

Процедура прохождения лицензирования управляющими компаниями в сфере ЖКХ

Деятельность управляющих компаний подлежит обязательному лицензированию. Данное требование стало обязательным с сентября 2014 года.

Выдачей лицензий занимается государственный жилищный надзор на основании решения лицензионной комиссии, которая создается на уровне субъекта РФ.

Обязательные условия для осуществления жилищно-коммунальной деятельности:

  • наличие у руководителя аттестата о прохождении квалификационного экзамена;
  • штат сотрудников необходимый для обслуживания домов;
  • материально-техническое оснащение;
  • отсутствие предписаний со стороны органов жилищного надзора;
  • форма организации: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • организация не должна находиться в процессе ликвидации или быть банкротом;
  • информация о деятельности компании должна быть полностью открытой.

К руководителю предъявляются отдельные требования:

  • успешная сдача квалификационного экзамена;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие в списке дисквалифицированных лиц;
  • постоянное место работы на руководящей должности в УК.

Лицензирование деятельности управляющих организаций является публичным процессом. Срок действия квалификационного аттестата — 5 лет. Заявление для прохождения экзамена подается в жилищную инспекцию или непосредственно в лицензионную комиссию. Экзамен состоит из 200 вопросов, ответить правильно надо не менее чем на 86%.

Важно! Прохождение экзамена бесплатно.

Документы для получения лицензии:

  • заявление;
  • учредительные документы юридического лица;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • приказ о назначении руководителя;
  • копии трудовых книжек и дипломов сотрудников;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации руководителем;
  • свидетельство о праве собственности либо договор аренды на нежилое помещение;
  • документация на технический инвентарь.

Госпошлина за получение лицензии — 30 000 рублей (ст. 333.33 НК РФ).

На проверку документов и принятие решения жилищной инспекции дается 30 дней, по истечении которых они принимают решение о выдаче лицензии или отказе. Основными причинами при отказе является несдача экзамена руководителем и предоставление недостоверных сведений.

Отсутствие лицензии влечет за собой наложение административного штрафа размером до 500 тысяч рублей. При повторности грозит уголовная ответственность.

Лицензия действует на территории одного субъекта РФ и имеет бессрочный характер, но может быть аннулирована. Если в течение года по одному и тому же дому было вынесено 2 и более предписаний об устранении нарушений, а управляющая компания их не исполнила, то она лишается права на управление таким домом. Когда таких домов становится 15% и более от общего числа домов, которые находятся в ведении управляющей компании, то орган жилищного надзора инициирует выход в суд с заявлением о лишении лицензии. На практике данный процесс трудновыполнимый. Так, например, чтобы лишить лицензии УК, под управлением которой находится 262 дома, необходимо, чтобы жильцы из 39 домов регулярно направляли жалобы. При этом если компания выполнит одно из предписаний, придется все начинать сначала.

Учитывая, что институт лицензирования появился в России совсем недавно, говорить о его плюсах и минусах пока рано. Скептики утверждают, что лицензирование приведет к тому, что на рынке коммунальных услуг пропадет конкуренция и останутся только крупные игроки, при этом качество услуг не повысится. Так это или нет, покажет время.

Читать еще:  Кто начисляет квартплату

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Лицензия управляющей компании ЖКХ

Все организации и ИП, занятые в области жилищно-коммунального хозяйства, обязаны получить лицензию на проведение предпринимательской деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами. Получение лицензии ЖКХ является обязательным условием ее работы. Лицензию управляющей компании выдает Госжилнадзор или местная Лицензионная комиссия, занятая обслуживанием собственников жилой недвижимости. Компании в сфере ЖКХ могут получить лицензию сроком на 5 лет с возможностью дальнейшего продления ее действия. Порядок лицензирования установлен законом.

Правовые основы лицензирования управляющих компаний ЖКХ

В основе функционирования управляющих компаний ЖКХ лежат положения Жилищного кодекса, в частности статья 193. Также имеет важное значение Постановление Правительства No1110 28.10.14 «О лицензировании». В нем конкретно перечислены требования к соискателям лицензии, документы, необходимые для оформления, положение о реестре. В современном виде работа управляющих компаний получила свое оформление с 2014 года, после принятия ФЗ N 255-ФЗ об изменениях в ЖК РФ. С мая 2017 года государственный закон запрещает деятельность по управлению многоквартирными домами без оформления лицензии.

Деятельность организации в сфере ЖКХ без лицензии является основанием для привлечения ее к административной ответственности и штрафу. В Приказе Министерства строительства РФ N 789 от 5.12.14 г. регламентирован порядок прохождения экзамена руководителей управляющей компанией.

В этих условиях перед управляющими компаниями остро встает вопрос о правильности оформления лицензий. Грамотно выбрав консалтинговую юридическую организацию, вы избежите проблем с законом. ГК «Гефест Консалт» предлагает свои услуги по оформлению лицензии ЖКХ, окажет профессиональную помощь и консультацию, проведет при необходимости аудит деятельности вашей организации. При оформлении лицензии ЖКХ необходимо пройти тестирование. Наши специалисты помогут с повышением квалификации ваших сотрудников.

Кому необходима лицензия в сфере ЖКХ

От обязательного лицензирования освобождаются:

  1. Жилищные кооперативы, созданные жильцами в пределах одного многоквартирного дома;
  2. ТСЖ (Товарищество собственников жилья) из нескольких многоквартирных домов.

Остальные управляющие компании, которые занимаются предпринимательской деятельностью в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством многоквартирного дома, должны получать лицензию.

Перечень работ которые подлежат лицензированию:

  • Водоснабжение, а также мероприятия по энергосбережению;
  • Водоотведение и прокладка труб, ремонт трубопроводов, в том числе канализационных;
  • Системы вентиляции воздуха, системы центрального кондиционирования;
  • Вывоз, переработка мусора и ТБО;
  • Лифтовое хозяйство многоэтажных домов;
  • Слаботочные системы в многоквартирных домах (связь, интернет, телевидение);
  • Молниезащита;
  • Пожарная безопасность;
  • Капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений;
  • Санитарно — эпидемиологическая обработка;
  • Благоустройство придомовых территорий.

ТСЖ и ЖСК, управляющие компании, которые занимаются предпринимательской деятельностью в этих направлениях без получения лицензии, могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 тысяч рублей.

Документы, требования и порядок получения лицензии ЖКХ

Как уже упоминалось, лицензии выдает Государственный жилищный надзор государственный орган, существующий в каждом административном районе. Эта организация выдвигает многочисленные требования и условия к организации лицензиату, при условии выполнения которых он будет допущен к сдаче квалификационного экзамена.

Требования к организациям лицензиатам:

  • Обязательная регистрация как ИП, либо юридического лица на законных основания в Российской Федерации;
  • Наличие материально-технической базы, позволяющей вести деятельность в области обслуживания населения. В это определение входит не только наличие соответствующего оборудования, но и офиса, в виде нежилого помещения для приема граждан;
  • Наличие штатного персонала, включая бухгалтеров, электриков, сантехников и работников других специальностей;
  • Важным моментом, который получил освещение в новой редакции закона, является соблюдение управляющей компанией стандартов в области раскрытия информации, согласно Постановлению Правительства N 731 от 23.09.2010 г..

Какие документы должен предоставить лицензиат?

  • Нотариальные копии юридических документов, подтверждающих легальность функционирования юридического лица – Свидетельство о регистрации, справка о постановке на учет в налоговой, Устав, справка из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директора, ИНН руководителя и др.;
  • Документы о праве собственности или аренды офисного помещения;
  • Документы об образовании и копии трудовых работников управляющей компании;
  • Свидетельства и Удостоверения о прохождении повышения квалификации работниками организации;
  • Документы на техническое оборудование, используемое для осуществления деятельности в области ЖКХ;
  • Справку об уплате госпошлины;
  • Приложение с адресами подписавших договор на управление с УК многоквартирных домов, где лицензиат будет производить свою коммерческую деятельность.

Лицензирование управляющих компаний

С 2015 года в стране предусмотрено лицензирование управляющих компаний (статья 192 ЖК РФ). Без этого они не имеют права работать. Сначала эти органы контролировали себя самостоятельно, но правительство посчитало, что пока такая форма не приемлема, УК к этому не готовы в настоящее время. Надлежащие коррективы внесены в законодательство, а выдачей лицензий занимаются ГЖИ.

Условия для получения лицензии

По действующему законодательству для управляющих компаний в сфере ЖКХ прописано несколько лицензионных требований:

  • эти организации обязательно регистрируются, как юридические лица или индивидуальные предприниматели;
  • у них обязательно есть инструменты управления (оборудование, нежилая площадь), чтобы удовлетворить лицензионные требования, предъявляемые к управляющим компаниям ЖКХ;
  • УК ЖКХ имеет работников, которые проводят ремонтные работы в многоквартирном доме (слесари, монтеры и т. д.);
  • нарушения и невыполненные обязательства в течение 12 месяцев перед Госжилнадзором ведут к аннулированию лицензирования;
  • компания не может быть обанкротившейся или быть на стадии ликвидации предприятия;
  • вся деятельность максимально прозрачна и понятна.

Руководящие лица также соответствуют определенным требованиям:

  • наличие квалификационного аттестата;
  • управляющий УК работает только на постоянной основе;
  • руководители не подвергались судебному преследованию.

Необходимые документы

Для того чтобы получить лицензию, понадобится в региональный офис Госжилнадзора передать следующие бумаги:

  • свидетельства о госрегистрации юрлица или ИП;
  • ИНН;
  • устав компании;
  • выписку из ЕГРЮЛ (можно ксерокопию);
  • постановление организаторов о создании компании;
  • распоряжение о назначении руководящего лица;
  • документ о владении нежилыми помещениями;
  • ксерокопии дипломов и трудовых книжек всех работников организации;
  • техпаспорта и правоустанавливающие бумаги на оборудование;
  • свидетельство об окончании курсов повышения квалификации организатора компании.

Все ксерокопии заверяет нотариус, а внутренние бумаги – руководитель УК.

Экзамен

Для выдачи разрешения требования для управляющей компании предусмотрен экзамен. Все вопросы утверждены действующим правительством, и прошедшие испытание получают аттестат квалификации и лицензию без срока, которую оформляют в тридцатидневный срок. За нее придется заплатить управляющей компании в сфере ЖКХ 30 тыс. рублей. К управлению допускаются только резиденты России.

На испытании проверяются знания жилищного законодательства, основ предпринимательской деятельности, направленной на управление многоэтажным жилым зданием. Для этого руководитель подает заявку в местный Госжилнадзор и Лицензионную комиссию. Это необходимо делать персонально с паспортом.

На экзамене придется отвечать на вопросы, которые введены в компьютерную программу. Поэтому тестирование максимально объективно. Вопросов всего 200, ответить же нужно на 100. Они сложные, требуют углубленных познаний в сфере ЖКХ.

За два часа нужно набрать 86 баллов, после чего через некоторое время выдадут аттестат, который действует 5 лет.

Получение лицензии

Получить ее можно в двух организациях, которые выдают разрешение на деятельность по руководству многоквартирных домов и их обслуживанию. Это Госжилнадзор и местная Лицензионная комиссия по управлению многоквартирными домами. Все собранные бумаги подают в Госжилнадзор, который проанализирует полученные документы, а затем, приняв решение, перенаправит заключение в Лицензионную комиссию. При положительном решении последняя выдает лицензию управляющей компании ЖКХ, подтверждающую правомочность деятельности.

От экзаменов и получении лицензии освобождают:

  1. ТСЖ, которые организовали владельцы квартир одного или нескольких многоэтажных зданий.
  2. ЖК или потребительские кооперативы, которые организованы в одном многоэтажном доме.

Аннулирование лицензии

Конечно, получить разрешение на ведение деятельности – бесценно, но, главное – это не подпасть под санкции Госжилнадзора и не лишиться лицензии управляющим организациям. Так, при нарушениях или наказаниях за ненадлежащее исполнение можно быстро потерять эту ценную бумагу, а дом при этом будет выключен из реестра лицензирования страны.

Но даже и при решении о лишении лицензии, владельцы квартир в 60-дневный срок принимают решение о том, кто дальше будет управлять многоквартирным домом. Это может быть организация, которая до этого осуществляла подобную деятельность. В трехдневный период такое заключение отправляют в Госжилнадзор, который утверждает или отклоняет это решение.

Но это не самое обидное, что может произойти с многоквартирным домом. Также лицензию может отобрать Лицензионная комиссия на основании решения суда, в который подает на управляющую компанию Гсжилнадзор после многократных нарушений содержания и обслуживания многоквартирных домов. После этого лицензию аннулируют.

Лицензионная комиссия может подавать в судебные инстанции претензии об исключении из перечня лицензий субъекта страны данных о многоэтажных помещениях, чья площадь объединяет 15 или больше процентов общей площади зданий, которыми управляла УК.

Штрафные санкции за невыполнение обязательств

В законодательстве оговариваются суммы штрафных санкций за невыполнение обязательств, по которым должны управляться многоквартирные дома. Если жилым зданием занимается без лицензии управляющая компания, то за это она выплатит довольно большой размер штрафа.

Руководители отдадут от 50 до 100 тыс. рублей либо их отстранят от работы на три года, а ИП заплатят больше – от 150 до 250 тыс. рублей, а дисквалифицируют их на такой же срок. Юридические лица также должны будут внести в государственную казну от 150 до 250 тыс. рублей.

Помимо этого, члены лицензионной комиссии также понесут наказание по КоАП. Например, при безосновательном решении о выдаче или, наоборот, отказе в разрешении по лицензированию на деятельность по обслуживанию и содержанию многоэтажного жилого здания они все будут выплачивать штраф в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

Заключение

Можно сказать, что после введения в действие поправок в законодательство по многоквартирным домам качество оказываемых услуг оказалось прежним, но в некоторых случаях улучшилось. Главное, что подразумевалось при принятии этого закона – это сохранить на рынке оказания услуг ЖКХ только добросовестных и профессиональных организаций, которые имеют соответствующую квалификацию.

Да, это усложнило жизнь и деятельность компаний, которые работали откровенно плохо, за что не получали никаких наказаний. Сегодня владельцы квартир сами решают, какой формой управления лучше руководить многоэтажными жилыми зданиями и кого оставлять на подобных должностях. Но для этого нужно действовать и продвигать свои интересы. Если есть малейшее нарушение, то стоит жаловаться в соответствующие органы, быть активным и помнить, что под лежачий камень вода не течет.

Но, все же, самая большая ответственность при этом ложится на органы Госжилнадзора, которые и занимаются прямой работой по изъятию и выдаче лицензий, а также ведут лицензионный контроль над разрешениями на обслуживание и содержание.

Восемь причин лишить управляющую компанию лицензии или хорошенько наказать рублем 8685

Теперь за управление домами с нарушениями нерадивые ЖЭКи будут выплачивать повышенные штрафы до 350 тысяч рублей.

Госдума РФ ужесточила административную ответственность ЖЭКов за управление многоквартирными домами с нарушениями. Теперь соответствующий штраф для юридических лиц достигнет 350 тысяч рублей. Инициативу уже одобрили в Госдуме и Совете Федерации.

Читать еще:  Как оформить поднаем жилья военнослужащим

Новая штрафная система коснется как должностных лиц, так и юридических. Первым грубые нарушения при управлении МКД обойдутся от 100 до 250 тысяч рублей. А сами управляшки рискуют попасть на штраф от 300 до 350 тысяч. При этом если управляющая организация обслуживает дом без оформленного юрлица, то ответственность для нее все равно будет соответствующей.

Рассматривать дела об управлении МКД без лицензии или с грубыми нарушениями лицензионных требований будет региональный орган Госжилнадзора. В случае, если в течение года УК три раза привлекалась к ответственности за воспрепятствование деятельности органов жилнадзора, она лишается лицензии и права управлять домами. Такое же правило действует, если ЖЭК признан банкротом.

Список грубых нарушений требований лицензирования управляющими компаниями прописан и утвержден в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090. Некоторые из них вступят в силу с 23 сентября 2019 года. Вкратце напомним вам о них ниже.

НАРУШЕНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ ЖЭК МОГУТ ОШТРАФОВАТЬ ИЛИ ЛИШИТЬ ЛИЦЕНЗИИ

ПЕРВОЕ НАРУШЕНИЕ. Несоблюдение требований, установленных частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ (нарушение минимального перечня работ и услуг), повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан. Несоблюдение таких требований должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

ВТОРОЕ НАРУШЕНИЕ. Непроведение управляющей организацией гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в доме.

ТРЕТЬЕ НАРУШЕНИЕ. Незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров о выполнении работ: для надлежащего содержания систем ВДГО в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410; по эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743. Исключение ‒ выполнение работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту перечисленного оборудования управляющими организациями самостоятельно.

ЧЕТВЕРТОЕ НАРУШЕНИЕ. Неисполнение обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ ‒ незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с РСО в целях приобретения коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД.

ПЯТОЕ НАРУШЕНИЕ. Наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной судом задолженности перед РСО в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств. Имеется в виду любой долг перед ресурсниками. Оплата указанной задолженности при этом не отменяет нарушение.

ШЕСТОЕ НАРУШЕНИЕ. Отказ УК от передачи в установленных законодательством случаях технической документации на дом и иных связанных с управлением домом документов. Также ключей от помещений общего имущества, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, других технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им новой управляющей компании, ТСЖ, ЖК или ЖСК. Или, при непосредственном управлении, одному из собственников.

СЕДЬМОЕ НАРУШЕНИЕ. Уклонение ЖЭКа от передачи, а также нарушение порядка и сроков передачи, технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования. Нарушением также будет считаться, если УК не прекратит деятельность по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ.

ВОСЬМОЕ НАРУШЕНИЕ. Несоблюдение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных п. 13 Правил № 416. Сюда входит незамедлительная ликвидация засоров во внутридомовой инженерной системе водоотведения и мусоропроводах. Устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения. А также водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения.

Лицензионные требования к управляющим организациям по управлению многоквартирными домами

Деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) согласно ст. 192 ЖК РФ подлежит обязательному лицензированию и осуществляется на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора – государственной жилищной инспекцией субъекта РФ (далее – жилищная инспекция) по решению лицензионной комиссии субъекта РФ. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.

В соответствии с ч. 1 ст. 193 ЖК РФ к управляющим организациям – соискателям лицензии, а также управляющим организациям, имеющим лицензию (далее – лицензиаты), предъявляются следующие лицензионные требования:

1) обязательная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению МКД не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее;

Новое лицензионное требование введено с 11 января 2018 года федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ (далее – Закон N 485-ФЗ). Лицензиаты, не соответствующие этому требованию на 11.01.2018 в течение шести месяцев (по 11 июля 2018 года) обязаны внести изменения в свои учредительные документы и, соответственно, переоформить лицензию (ч. 8 ст. 5 Закона N 485-ФЗ, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

2) наличие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии квалификационного аттестата. Должностными лицами лицензиата или соискателя лицензии являются:

– единоличный исполнительный орган юридического лица, управляющего МКД;

– руководитель юридического лица, управляющего МКД, или его филиала;

– индивидуальный предприниматель, управляющий МКД;

– единоличный исполнительный орган юридического лица или индивидуальный предприниматель, которым на договорной основе переданы полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, управляющего МКД.

Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, а также форма квалификационного аттестата утверждены приказом Минстроя России от 05.12.2014 N 789/пр;

Никаких требований ни к уровню образования (среднее, высшее), ни к квалификации (бакалавр, специалист, магистр), ни к специальности (экономист, юрист, строитель) должностных лиц лицензиата или соискателя лицензии законодательством не установлено.

3) отсутствие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии (см. п. 2) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций (см. п. 1 Положения о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110) информации о должностном лице лицензиата или соискателя лицензии. Отметим, что в данном пункте речь идет о руководителе управляющей организации, поскольку именно руководитель является единоличным исполнительным органом этой организации;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (сайт Минстроя России: http://www.minstroyrf.ru);

6) соблюдение лицензиатом требований, установленных к раскрытию информации. Управляющая организация в силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утв. постановлениемПравительства РФ от 23.09.2010 N 731.

Приведенный перечень лицензионных требований является открытым. Иные дополнительные лицензионные требования установлены п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110. К числу таких требований относится, например, выполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (см., например, постановление Волгоградского областного суда от 06.09.2016 по делу N 4А-898/2016, постановление Тверского областного суда от 29.09.2016 по делу N 4А-525/2016).

Соответствие лицензиата лицензионным требованиям проверяется в ходе лицензионного контроля, проводимого жилищными инспекциями как при получении лицензии, так и в последующем, при осуществлении управляющей организацией деятельности по управлению МКД. Лицензионный контроль проводится на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и положений ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон N 99-ФЗ). Особенности проведения внеплановой проверки при лицензионном контроле установлены ч. 3 ст. 196 ЖК РФ. Названной нормой регулируется порядок проведения внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в жилищную инспекцию обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований. В указанных случаях внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Отметим, что нарушение лицензионных требований не является основанием для аннулирования лицензии или прекращения ее действия иным способом. Вместе с тем за выявленное нарушение лицензионных требований – осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии, а также с нарушением лицензионных требований управляющей организации грозит административная ответственность, предусмотренная 14.1.3 КоАП РФ (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2735-О, постановления Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 44-АД16-15, Самарского областного суда от 30.05.2016 по делу N 4А-613/2016).

Если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пп.1 – 5 ч.1 ст.193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа ГЖН из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ). Исключение сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению МКД. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ (ч. 6 ст. 198ЖК РФ). Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 198 ЖК РФ если собственники помещений приняли решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД такой дом из реестра лицензий не исключается.

Лицензионные требования к управляющей компании многоквартирным домом в 2021 году

Начиная с 2015 года, деятельность организаций существенно усложнилась. Теперь для управления многоквартирными домами необходимо получать лицензию. Отсутствие данного документа запрещает обслуживание жилых домов. Лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ регламентируются на законодательном уровне.

Читать еще:  Жилье для ребенка инвалида как получить

Что это такое

Лицензия — это документ, позволяющий вести управление многоквартирного дома. Выдачей занимаются государственные органы власти. Лицензирование предусматривает оказание как полного перечня услуг, так и некоторых из них. В связи с чем, лицензия на коммунальные услуги бывает двух видов.

Под данные правила попадают все ТСЖ и управляющие организации (частные, муниципальные, государственные).

Теперь они обязаны получать разрешение. Его отсутствие влечет за собой штраф в размере до 300 тысяч рублей. Другое наказание — запрет на трудоустройство на аналогичную должность в течение 3 лет (максимальный срок).

Закон содержит требования не только к организации, но и к руководителю (директору). Что касается ТСЖ, требования предусмотрены только для председателя. Особенность такого документа в сфере коммунальной службы заключается в его бессрочности. Лицензия действительна на протяжении всей деятельности управляющей организации.

На сегодняшний день никаких изменений в федеральном законодательстве в отношении деятельности УК не происходило. За исключением одного.

С июня 2016 года муниципальные образования и субъекты РФ не могут быть участниками управляющей организации. Лицензия действует на территории только того субъекта, где была оформлена.

Закон

Правительством и местными органами власти разработаны нормативные документы, содержащие законы и акты. Лицензирование деятельности в сфере ЖКХ регулируют:

  • Жилищный Кодекс России (основной закон).
  • Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» используется в части, которая не противоречит основному закону. На возврат лицензии и приостановление деятельности компании его положения не действуют.
  • Положение о лицензировании управляющих компаний – постановление правительства от 28.10.2014 г. № 1110.

В отношении УК действуют и другие акты, которые косвенно или непосредственно затрагивают деятельность в коммунальной сфере.

Кто выдает

Лицензия выдается двумя взаимодействующими структурами:

  1. Госжилнадзор субъекта РФ.
  2. Лицензионная комиссия по управлению МКД.

Само заявление подается в первую инстанцию. Данный орган принимает документы на рассмотрение, после чего передает лицензионной комиссии.

Если заключение Госжилнадзора положительное, вторая инстанция дает разрешение на оформление лицензии управляющей организации. Оно служит основанием для выдачи Жилищным надзором данного документа. Вместе с заявлением подается и другая документация:

  • Устав компании.
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП.
  • ИНН организации.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Решение учредителей о создании управляющей фирмы.
  • Приказ о назначении директора.
  • Трудовые книжки и дипломы работников УК (можно копии).
  • Техническая документация на технические средства и оборудование.

Предоставить можно копии документов, заверенные в нотариальной конторе. Если УК арендует помещение, необходимо предъявить договор аренды.

Требования и условия получения

Получить лицензию могут:

  1. Коммерческие организации или ИП, деятельность которых не находится под угрозой ликвидации или банкротства.
  2. Компании, на момент выдачи лицензии имеющие государственную регистрацию.
  3. ТСЖ, обслуживающие несколько домов без общих инженерных сетей (если здания не находятся на одном участке).
  4. Организации, выполняющие лицензионные условия.
  5. Компании, ранее не лишившиеся в принудительном порядке лицензии.
  6. Фирмы, открыто ведущие финансово-хозяйственную деятельность.
  7. УК, имеющие инструменты управления.

К руководителям также предъявляются требования:

  • Руководящее лицо должно иметь квалифицированный аттестат.
  • Управляющий компанией трудоустроен на постоянной основе.
  • Отсутствие судимости.

Лицензирование деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ не устанавливает ограничения по числу набора сотрудников с образованием и опытом.

Публичность системы лицензирования

Вся информация о лицензировании и выданных аттестатах хранится в общегосударственных и региональных реестрах. Доступ к информации не ограничен. В них содержатся:

  1. Выданные лицензии.
  2. Лица, получившие разрешение.
  3. Дисквалифицированные нарушители лицензионных условий.

Каждый желающий может отыскать лицензию и ознакомиться с перечнем домов, которые обслуживает управляющая компания.

ВНИМАНИЕ! Если УК берет в обслуживание дополнительный многоквартирный дом, в реестр вносятся изменения. При этом разрешение заново брать не нужно. Оно выдается только один раз и не требует переоформления.

Экзамен

Сдача квалификационного экзамена является лицензионным требованием. Все вопросы утверждены на уровне Правительства. Прошедшим испытание выдают аттестат квалификации (действует 5 лет) и бессрочную лицензию.

На ее оформление выделяется 30 дней. Управленческой деятельностью могут заниматься только резиденты РФ.

Организации, зарегистрированные за пределами России, лицензию получить не смогут. Работа в сфере ЖКХ без данного документа признается незаконной. За это предусмотрена административная ответственность. Сам экзамен проходит в форме компьютерного тестирования.

Из 200 заявленных вопросов, ответить нужно на 100. Они выложены в интернет и имеют свободный доступ. Их специализация довольно узкая и требует глубоких познаний в коммунальной сфере. Проверяют знания основ предпринимательской сферы, направленной на обслуживание нескольких многоэтажных домов, и Жилищного Кодекса.

ВНИМАНИЕ! Допускается неограниченное число попыток тестирования в случае провала экзамена.

Аннулирование

При ненадлежащем исполнении своих обязанностей УК может лишиться лицензии. Кроме того, ранее обслуживающий дом может быть исключен из реестра лицензирования страны.В этом случае собственники квартир могут проголосовать за смену УК на другую организацию.

Последнее слово о выборе новой управляющей компании остается за Гос.жил.надзором. Отозвать лицензию на основании решения суда может и Лицензионная комиссия.

Если выявлены неоднократные нарушения в обслуживании многоквартирного дома, Госжилнадзор вправе подать иск в суд. При удовлетворении искового требования, лицензия может быть аннулирована. Причины, по которым действие аттестата может быть прекращено:

  • Для доступа к экзамену использовались документы с ложными сведениями.
  • Дисквалификация по КоАП.
  • Вынесение приговора по статье УК.

Ответственность

Управление многоквартирными домами должно происходить в соответствии с установленными требованиями. За их несоблюдение предусмотрены штрафные санкции.

Если УК обслуживает жилое здание без лицензии, она заплатит штраф в большом размере. Его сумма составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Для ИП размер еще больше — от 150 до 250 тысяч рублей. Аналогичная сумма предусмотрена и для юридических лиц.

ВАЖНО! Если лицензия была выдана безосновательно, то наказание по КоАП понесет и Лицензионная комиссия. Будет назначен штраф в размере 50-100 тысяч рублей.

Основная цель введения лицензии на управление жилыми зданиями — сохранение в коммунальной сфере только профессиональных и ответственных организаций, имеющих соответствующую квалификацию. Лицензирование направлено на улучшение управленческой деятельности и качества предоставляемых услуг.

Основная ответственность возложена на органы Жилищного надзора, в прямые обязанности которого входит выдача и изъятие такого документа, как лицензия.

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Целью лицензирования управляющих компаний является борьба с нерадивыми фирмами, занимающимися эксплуатацией многоквартирных домов. Новый закон призван навести порядок в сфере ЖКХ.

Законопроект о лицензировании УК в ЖКХ одобрен Советом Федерации в начале июля 2014 г. В нем содержатся нормы, согласно которым управление МКД и осуществление работ по ремонту общедомового имущества возможно только после получения соответствующей лицензии. Работа без этого документа влечет привлечение к административной ответственности. Руководящий состав УК обязан проходить квалификационные испытания.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Лицензионные требования к УК в ЖКХ

С 01.05.2015 г. все УК, занимающиеся обслуживанием МКД, должны пройти лицензирование. С указанной даты функции надзора за данными организациями переходят от жилищного надзора к лицензионному контролю.

Куда жаловаться на бездействие управляющей компании?

Может ли УК отключить свет за неуплату, читайте тут.

Ст. 193 ЖК Российской Федерации разъясняет, что относится к лицензионным требованиям:

  • Регистрация лицензиата или соискателя в качестве юридического лица или ИП на территории России;
  • Сотрудники УК должны обладать аттестатом о прохождении квалификационных испытаний;
  • Должностные лица лицензиата или соискателя не должны иметь непогашенную или неснятую судимость за разные виды преступлений;
  • Директором не может быть лицо, ранее отстраненное от этой должности или руководившее УК, впоследствии лишенной лицензии;
  • Сводный федеральный реестр не должен содержать данных о прекращении действия лицензии, выданной фирме ранее;
  • УК должна придерживаться правил, предусмотренных Стандартом раскрытия информации;
  • Прочие условия, которые установлены Правительством РФ.

Остановимся подробнее на перечисленных требованиях. Получить лицензию может юридическое лицо или ИП, которые зарегистрированы на территории России. Обязательным условием выдачи является отсутствие судимости у должностных лиц, предыдущей дисквалификации и опыта руководящей работы в УК, лишенной лицензии за нарушения договоров обслуживания МКД.

Соискатель лицензии обязан соблюдать полный перечень требований, содержащихся в Стандарте раскрытия информации, который установлен ПП РФ 23 сентября 2010 года № 731.

УК должна предоставлять все сведения, предусмотренные данным постановлением:

  • На собственном сайте в сети интернет;
  • На портале Реформа ЖКХ;
  • На информационных досках.

Раскрытие информации должно соответствовать установленным формам.

Под иными требованиями подразумевается качество обслуживания многоквартирных домов. С их полным перечнем можно ознакомиться в ПП Российской Федерации № 1110 от 28 октября 2014 г. Поправки в указанный нормативный акт внесены ПП Российской Федерации № 1434 от 25.12.15 г.

Порядок лицензирования управляющих компаний

Деятельность управляющих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства в мае 2015 г. стала намного сложнее. Это связано с ужесточившимися требованиями к УК.

С указанной даты данные организации обязаны пройти процедуру получения лицензии. Без документа, дающего право обслуживать и управлять МКД, их деятельность становится незаконной, что влечет наложение административного штрафа.

Нормативно-правовая база

ФЗ № 255 от 21.07.14 г. вступил в силу с сентября 2014 г. Содержащиеся в нем нормы внесли определенные коррективы и дополнения в положения действующего ЖК России.

Законодательный акт призван ужесточить требования к фирмам, которые занимаются управлением и эксплуатацией МКД.

Положения ФЗ № 255 внесли поправки не только в Жилищный кодекс, но и в часть иных нормативно-правовых актов.

На УК с 1.01.15 г. может быть наложен административный штраф за любые нарушения норм осуществления предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Начиная с 1.05.15 г. их работа без прохождения процедуры лицензирования становится незаконной со всеми вытекающими последствиями. Срок действия лицензий на осуществление деятельности в сфере управления и обслуживания МКД законом не лимитируется. Однако ее действие распространяется только на тот регион, в котором она была получена.

Какой орган осуществляет выдачу лицензий УК?

Лицензирование организаций, занимающихся обслуживанием и управлением МКД, происходит при взаимодействии двух государственных структур:

  • Территориального отдела государственного жилищного надзора;
  • Региональной лицензионной комиссией по управлению МКД.

Заявление с полным пакетом документов подается на рассмотрение в первую инстанцию. Государственный жилищный надзор после проверки бумаг пишет заключение, которое передает лицензионной комиссии.

Положительное решение первого государственного органа является основанием для выдачи лицензии управляющей организации. Госжилнадзор занимается оформлением требуемой бумаги, а затем передает ее УК.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector