Chelnyurinform.ru

Челны Информ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету

Какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету

Дата публикации 09.06.2021

Комитет по земельным отношениям муниципального района (казенное учреждение) — администратор доходов учитывает земельные участки, на которые не разграничено право собственности. Участнику бюджетного процесса в районе дано разрешение использовать земли без выделения участка и установления сервитута для размещения детской площадки. Земельный участок на кадастровом учете не числится, право не зарегистрировано. Детская площадка приобретена за счет областных целевых средств. Будет ли нарушением, если детская площадка принята на учет без регистрации земельного участка? Также на подобных земельных участках, не зарегистрированных в Росреестре, размещены нестанционарные торговые объекты. За размещение объектов взимается плата. Нужно ли учитывать земельные участки, на каких счетах?

Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ).

Разграничение государственной собственности на землю на федеральную, муниципальную и собственность субъектов РФ осуществляется в соответствии Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Земельные участки, которые не находятся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъекта РФ, юридических и физических лиц, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

По своей экономической сути земельные участки, право собственности на которые не разграничено, являются активами (п. 36 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Согласно п. 71 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), письму Минфина России № 02-06-07/2736, Казначейства России № 07-04-05/02-932 от 21.01.2019 земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на счете 103 13:

    • по кадастровой стоимости;
    • по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета (при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка);
    • в условной оценке: один квадратный метр — 1 руб. (при невозможности определения такой стоимости).

Под вовлечением в хозяйственный оборот понимается любое использование участка. Поскольку в рассматриваемой ситуации земельные участки используются, они подлежат учету на счете 103 13 у Комитета по земельным отношениям в той оценке, какую возможно определить.

Согласно п. 1 ст. 39.33, п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

    • проведение инженерных изысканий;
    • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
    • строительство временных или вспомогательных сооружений, складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
    • геологическое изучение недр;
    • деятельность в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, кроме земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
    • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ;
    • возведение некапитальных строений, сооружений для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пп. 1, 2 ст. 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ). Порядок и условия размещения таких объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее — Перечень № 1300). В пп. 19, 26 Перечня № 1300 прямо поименованы спортивные и детские площадки, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения.

Детская площадка — это самостоятельный объект движимого имущества, элемент благоустройства. Под элементами благоустройства территории понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства (п. 3.12 ст. 3 Свода правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», утв. приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр).

Элементы благоустройства, прочно связанные с землей, но не имеющие самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Они рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, на котором возведены. В связи с этим подобные элементы не являются самостоятельными вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены. Такие разъяснения даны ВАС РФ в постановлениях от 17.01.2012 № 4777/08 и от 28.05.2013 № 17085/12.

При необходимости площадка может быть перенесена с участка, ее можно разобрать без причинения вреда. Таким образом, площадка, размещенная на земельном участке, не принадлежащем учреждению, может обособлено учитываться на счете 101 30 «Основные средства — иное движимое имущество».

Полагаем, что принятие к учету детской площадки участнику бюджетного процесса без регистрации земельного участка под ней не будет нарушением законодательства. Земельные участки под детской площадкой и нестанционарными торговыми объектами подлежат учету на счете 103 13 у Комитета по земельным отношениям. Передачу земельного участка учреждению, которое размещает детскую площадку, отражать в учете не нужно.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Как проводится кадастровый учет и сколько стоят подобные услуги

Каждый объект недвижимости уникален не только в глазах владельцев, но и с точки зрения государства. Любая недвижимость, будь то загородный дом, склад или земельный участок, должна быть описана и включена в государственный реестр. Для этого существует кадастровый учет. Что представляет собой процедура постановки недвижимости на кадастровый учет, каковы ее сроки и стоимость — расскажем в данной статье.

Кадастровый учет объектов недвижимости: что это такое и зачем он нужен

Кадастровый учет земельных участков и любой другой недвижимости необходим для того, чтобы закрепить право собственности. Если данные о недвижимости внесены в кадастр, государство выступает в роли свидетеля, подтверждающего права на объект и его расположение. Кроме того, кадастровый учет земельных участков необходим для определения размера земельного налога.

Постановка на кадастровый учет — первый шаг государственной регистрации права на объект недвижимости. В результате учета владелец недвижимости получает выписку из ЕГРН, с которой может идти в регистрирующий орган за получением свидетельства о государственной регистрации права.

В рамках кадастрового учета существует несколько типов процедур:

  • Постановка на учет. Любые сделки с недвижимостью без свидетельства о госрегистрации права невозможны, а для оформления этого свидетельства необходим кадастровый паспорт. Если у вас нет свидетельства о государственной регистрации права, то вам сначала в любом случае придется поставить имущество на кадастровый учет.
  • Снятие с учета. Снять недвижимость с учета необходимо после ее разрушения (например, если дом снесли или он был разрушен стихийным бедствием).
  • Внесение изменений. Любые изменения в характеристиках объекта недвижимости должны быть отражены в кадастровом паспорте. Внесение изменений необходимо после каких-либо структурных изменений на участке, в доме или квартире. Перепланировка, пристройка еще одного этажа к дачному коттеджу, изменения границ участка — все это требует внесения изменений.

Этапы процедуры и необходимые документы

Вы не можете самостоятельно подготовить план участка, дома и квартиры — этим занимаются кадастровые инженеры, имеющие соответствующую аккредитацию. Они также оформляют акт согласования местоположения границ участка с владельцами смежных земельных участков.

Особенности постановки на учет

Объекты, которые подлежат постановке на кадастровый учет, делятся на 2 группы:

Ранее учтенные — те, которым присвоен условный номер и на которые уже составлена регистрационная запись о праве собственности.

Образованные или вновь созданные — те, на которые право собственности еще не зарегистрировано.

Постановка на кадастровый учет начинается с того, что собственник подает заявление в Росреестр или МФЦ. Помимо заявления установленного образца, в зависимости от особенностей недвижимости могут потребоваться:

  • копии документов, подтверждающие право собственности;
  • технический план помещения или здания;
  • межевой план (если на учет ставятся земельные участки);
  • копии документов, подтверждающие принадлежность участка к определенной категории земель, и разрешение на пользование таким участком.

После проведения учета документы выдаются заявителю лично в руки при наличии паспорта. По итогам учета собственник получает кадастровую выписку со сведениями об изменениях, произошедших с момента последней учетной записи. Эти бумаги необходимо сохранять до проведения следующего кадастрового учета.

Как снять с кадастрового учета объект недвижимости

Порядок действий при снятии объекта с учета мало отличается от действий при постановке его на учет. Для того чтобы снять недвижимость с кадастрового учета, необходимо также написать заявление установленного образца в Росреестр или МФЦ. В заявлении следует указать причину снятия с учета и кадастровый номер объекта. К заявлению нужно приложить копию паспорта, копию свидетельства о собственности на объект, кадастровый паспорт и акт обследования.

Решение, как и в случае с постановкой на учет, принимается в течение 5–7 рабочих дней. По прошествии этого срока документы выдаются собственнику лично по предъявлении паспорта или высылаются почтой с необходимостью уведомления о получении.

Нюансы процедуры внесения изменений в Кадастр недвижимости

Для того чтобы осуществить кадастровый учет изменений, владельцу недвижимости нужно подать в Кадастровую палату документ, удостоверяющего личность, заявление установленного образца, свидетельство о праве собственности на землю, межевой план участка и копии документа, подтверждающего отношение участка к соответствующей категории земель, — в случае если предметом учета становится земельный участок. Документы сдаются и получаются на тех же условиях, что и в перечисленных выше случаях.

Читать еще:  Как продать квартиру документы и порядок

Длительность процедуры

Если в поданных документах нет никаких ошибок или расхождений и все они оформлены правильно, описание объекта вносится в кадастр. Вся процедура занимает 5–7 дней. Если же обнаружатся какие-либо неточности, срок может значительно увеличиться. Кадастровая палата может отказать в постановке на учет или приостановить учет — например, если земля не подлежит кадастровому учету (к таким относятся земли заповедников, земли, зарезервированные для государственных нужд, земли стратегического назначения и прочие), если собственник предоставил неполный комплект документов, если лицо, подавшее заявление, имеет спорные права на эту недвижимость.

Стоимость услуг кадастрового учета

Цены на услуги кадастровых инженеров, осуществляющих разработку планов, актов обследования и постановку на учет, различаются в зависимости от типа недвижимости.

В среднем постановка на учет квартиры или комнаты стоит от 10 000 рублей, жилого дома и нежилого помещения — от 25 000 рублей, нежилого здания — от 50 000 рублей. Внесение изменений обойдется минимум в 10 000 рублей.

Объекты кадастрового учета

Оформить документы на квартиру, жилой дом, гараж без внесения сведений в государственный реестр недвижимости невозможно.

Процедура оформления недвижимого имущества включает, в том числе, и постановку на кадастровый учет.

В данной статье мы поговорим о том, что является объектом кадастрового учета, основании внесения его в реестр недвижимости.

Объекты государственного кадастрового учета

Согласно закону «О государственной регистрации недвижимости» объектами учета являются:

  1. Земельные участки.
  2. Здания (дома).
  3. Помещения (квартиры).
  4. Объекты незавершенного строительства.
  5. Машино-места и иное.

Объекты, которые не внесены в государственный реестр, также подлежат кадастровому учету и считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

«Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости».


Основания для кадастрового учета

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) составляют сведения об учтенных объектах недвижимости: земельных участках, домах, квартирах.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием объекта недвижимости, прекращением существования, изменением уникальных характеристик вышеуказанных объектов.

Образование объекта недвижимости

Под образованием объекта недвижимости понимается создание и учет в Едином государственном реестре недвижимости.

Например, объект находился в совместной собственности, а после определения соответствующих долей был произведен его раздел.

В результате созданы два новых объекта.

Возможно также объединение, когда создается один новый из нескольких объектов.

Прекращение существования объекта недвижимости

Объект, который исключен из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), считается прекратившим существование.

Согласно действующему законодательству, в случае разрушения здания, сооружения, собственник самостоятельно обращается за исключением объекта из ЕГРН.

Характеристики объектов, вносимые в реестр недвижимости

Объектам недвижимости, учтенным в государственном реестре недвижимости, присваивается кадастровый номер, который не повторяется и не изменяется на территории Российской Федерации.

Характеристики указанные ниже могут изменяться.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения:

вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, машино-место);

– координаты объекта (описание местоположения границ объекта недвижимости);

– степень готовности объекта незавершенного строительства;

– количество этажей, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания) и иные дополнительные характеристики.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, снятие с учета объекта недвижимости, завершается подготовкой выписки об объекте из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Основные моменты при постановке на кадастровый учет объектов недвижимости

Кадастровый учет объектов недвижимости в обязательном порядке проводится на всей территории РФ, и включает в себя:

  • Постановку на кадастровый учет вновь образованных объектов недвижимости;
  • Внесение изменений в Росреестр после изменения уникальных свойств или характеристик объекта недвижимости – адреса, площади земель;
  • Регистрацию факта прекращения существования объекта недвижимого имущества по разным причинам.

Кадастровый учет объектов недвижимости регламентируется Земельным Кодексом РФ, а также рядом Федеральных Законов (334, 447, 250, 217, 417). Кадастровый учет требуется в случаях, когда выделяется муниципальная собственность, заключаются договора долевого участия нескольких владельцев или наоборот – объекты недвижимости объединяются в один субъект учета. В ЗК существует ряд правил, при которых кадастровый учет повторно не требуется:

  • Если были выделены наделы в комплексное использование (жилищное строительство, объекты инфраструктуры, участки для ведения хозяйства (в рамках одного объекта недвижимости);
  • Если производится раздел земли в пределах садоводческих и прочих хозяйств, а также собственности некоммерческих объединений граждан (гаражные кооперативы, товарищества и т.д.);
  • Если граждане имеют право бессрочного, пожизненного наследования и владения земельным участком.

Кто производит кадастровый учет?

Государственный кадастровый учет – это внесение информации в Росреестр (единую базу объектов недвижимости и имущественных прав, привязанных к ним). Внесением сведений уполномочены заниматься:

  • Территориальные отделения Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости;
  • Многофункциональные центры (МФЦ) – универсальная структура, которая обслуживает большинство сделок с недвижимостью.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества может быть произведен:

  • При личном обращении в любой из выше указанных органов с письменным заявлением;
  • При обращении через доверителя, который предоставит удостоверяющие личность документы, а также заверенную нотариусом доверенность;
  • При обращении в Росреестр через почту (с уведомлением о получении);
  • При заполнении формы на сайте Росреестра или Единый государственный портал.

Процедура, пакет документов, и требования к объектам недвижимого имущества не зависят от выбранного вами способа проведения кадастрового учета. Также для осуществления кадастрового учета вы можете обратиться в Центр кадастра и регистрации «Стар-Сервис», в котором вам предоставят полный комплекс юридических услуг для быстрого получения в собственность недвижимости.

Согласно Закону о госрегистрации, обязательным требованием для регистрации права собственности является получение кадастрового паспорта объекта недвижимости.

Какие документы необходимо предоставить для кадастровой регистрации?

Владельцам объектов для кадастрового учета необходимо пройти 3 этапа:

  • Собрать все необходимые документы перед подачей в территориальное отделение Росреестра;
  • Пройти кадастровый учет;
  • Получить свидетельство о регистрации, кадастровый паспорт или свидетельство о праве собственности (в зависимости от частного случая).

Производить постановку объекта недвижимости на кадастровый учет могут лишь люди, достигшие совершеннолетия, те, кто являются владельцами земли, арендаторами или землепользователями. Также допускается привлечение к процессу доверителей полноправных владельцев.

На кадастровый учет ставятся объекты, которые:

  • Принадлежат на основе права собственности по свидетельству;
  • Арендуются;
  • Выданы в бессрочное пользование;
  • Образованы путем раздела или объединения земельных наделов.

Следовательно, постановка на кадастровый учет квартиры или другой недвижимости требует необходимо оригиналов и копии правоустанавливающих документов для подачи в МФЦ, или Росреестр.

Достаточно часто возникают вопросы по наследству. Закон предусматривает переход права собственности и полноправного владения без повторной постановки на кадастровый учет. Кадастровый паспорт, а также сведения об объекте недвижимости в Росреестре остаются неизменными после вступления в право наследования.

Чтобы поставить объект недвижимости на кадастровый учет необходимо:

  • Свидетельство о праве собственности (оригинал и копия). Если вы владеете недвижимостью на основе договора аренды, бессрочного пользования, купли-продажи, то требуется предоставление этих документов.
  • Предоставление заранее полученного геодезического плана участка в компании с соответствующей лицензией.
  • Предоставление плана, который также выполняет геодезическая компания, с межеванием объекта недвижимого имущества.
  • Получение разрешение от органов опеки, в случаях, когда могут быть ущемлены или нарушены права несовершеннолетних, которые являются владельцами недвижимости.
  • Заполнение заявления в любом удобном органе госрегистрации и подача всех вышеперечисленных документов. Необходимо обязательно взять расписку у сотрудника МФЦ или Росреестра с тщательным перечнем переданных документов.

На сайте Росреестра указано, что государственная пошлина при кадастровом учете не изымается ни с юридических, ни с физических лиц. Однако, территориальные органы госрегистрации могут потребовать уплату пошлины по единому согласованному тарифу. Удобным моментом также может стать то, что подача документов на кадастровый учет и регистрацию права собственности проходит одновременно.

Законом предусмотрена постановка на кадастровый учет в течение до 10 рабочих дней, однако это не является гарантией соблюдения данного срока, иногда постановка на кадастровый учет занимает 3-6 месяцев. Все зависит от полноты предоставленных документов, отсутствия ошибок или неточностей, юридической чистоты и полноты правовых полномочий.

Чтобы сэкономить свое время, вы можете заказать услугу постановки на кадастровый учет в «Стар-Сервис». Наши сотрудники проведут экспертную экспертизу всех документов и подадут их в Росреестр оперативно и с гарантией результата.

Получение кадастрового паспорта в Росреестре или МФЦ происходит в назначенный сотрудником день. При себе вы должны иметь расписку о принятых документах, паспорт. Если получить документ необходимо третьему лицу, то потребуется также доверенность.

Отказ от кадастрового учета

  • Неправильно оформлено заявление по месту предъявления;
  • Недостаточный пакет собранных документов;
  • Заявитель обращается для регистрации объекта, который не является недвижимостью;
  • Обращение ненадлежащего лица (не владельца, несовершеннолетнего);
  • Объект недвижимости не может быть поставлен на кадастровый учет (собственность СБ РФ, заповедники, земли ВС РФ и т.д.);
  • Наличие опечаток, технических ошибок или неточностей;
  • Если сведения в Росреестре об объекте недвижимости имеют временный характер;
  • Истек срок возможной постановки на кадастровый учет по конкретному объекту;
  • Если при объединении участков получается площадь больше, чем предусмотренная ФЗ;
  • Если границы участка не согласованы.

Получая отказ от Кадастровой палаты в постановке на кадастровый учет, вы имеете право обратиться в суд для защиты своих интересов.

Какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету

Правовую основу регулирования государственного учета недвижимого имущества составляют Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон о государственной регистрации недвижимости, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия по внесению в государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование или прекращение объекта учета.

Сведения об учтенных объектах недвижимости составляют Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Без внесения сведений в государственный реестр невозможно оформить документы на недвижимость, в том числе на квартиру, жилой дом, гараж.

Процедура оформления таких объектов зависит от учета земельного участка, на котором они расположены.

Читать еще:  Иск о разделе имущества между супругами образец

Объекты государственного кадастрового учета

В соответствии с законом «О государственной регистрации недвижимости» объектами учета являются:

  1. Земельные участки.
  2. Здания.
  3. Помещения.
  4. Сооружения.
  5. Объекты незавершенного строительства.
  6. Машино-места.
  7. Единые недвижимые комплексы.
  8. Предприятие как имущественный комплекс.

Сделки купли-продажи, мены, дарения, передачи в аренду возможны только с объектами, поставленными на государственный кадастровый учет.
Для совершения вышеуказанных операций необходима выписка об объекте недвижимости, которая выглядит следующим образом.

Основания для кадастрового учета

Кадастровый учет осуществляется в связи с:

  1. Образованием или созданием объекта недвижимости.
  2. Прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости).
  3. Изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
  4. Внесением ранее учтенных объектов.

Образование объекта недвижимости
Под образованием объекта недвижимости понимается его создание и учет в Едином государственном реестре недвижимости.

Например, объект находился в совместной собственности, по соглашению сторон (либо после определения соответствующих долей) был произведен его раздел.
Возможно также объединение, когда создается один новый объект.

Прекращение существования объекта недвижимости
При образовании вновь созданного объекта права нужно зарегистрировать, так как государственная регистрация в Едином реестре недвижимости является единственным доказательством его существования.
Если регистрация права или аренды объекта не осуществлена, по истечении пяти лет со дня постановки он будет снят (исключен) органом кадастрового учета.
В случае разрушения, то есть прекращения существования здания, сооружения, в силу закона собственник имеет право самостоятельно обратиться за исключением объекта из реестра недвижимости.

Изменение уникальных характеристик объекта
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный — кадастровый номер.
Другие характеристики могут изменяться.

Характеристики объектов, вносимые в реестр недвижимости
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения:
— вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, машино-место, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс);
— кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
— площадь;
— адрес объекта;
— описание местоположения границ объекта недвижимости;
— описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
— степень готовности объекта незавершенного строительства;
— количество этажей, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания);
— номер этажа здания (для квартир);
— иные дополнительные характеристики.

Ранее учтенные объекты
Ранее учтенными объектами признаются сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли и не прекращены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Внесение сведений в Реестр, то есть постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, снятие с учета объекта недвижимости, исправления технических ошибок в сведениях завершается подготовкой выписки об объекте из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Особенности кадастрового учета земельных участков. Разъяснения ФКП

Специалисты Федеральной кадастровой палаты (ФКП) рассказали россиянам об особенностях проведения кадастрового учета. Данная процедура может проводиться как одновременно с регистрацией права собственности, так и без нее.

Кадастровый учет — это внесение сведений об объектах недвижимости в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). В процессе его проведения в реестр вносятся основные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства и других, которые позволяют определить их в качестве индивидуально-определенной вещи. Например, сведения о местоположении границ, площади, номере кадастрового квартала, в котором расположен объект. Каждому объекту недвижимости в результате учета присваивается уникальный кадастровый номер.

«Процедура кадастрового учета носит заявительный характер. Если собственник планирует в будущем продавать, дарить или передавать свою недвижимость по наследству, ее нужно обязательно поставить на учет и зарегистрировать свои права», — напомнила замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова, чьи слова приводит пресс-служба ведомства.

Кадастровый учет может проводиться как одновременно с регистрацией права собственности, так и без нее. Например, кадастровый учет без одновременной регистрации права проводится, если в реестр вносятся изменения в характеристики объекта недвижимости (например, изменилась площадь земельного участка и местоположение его границ в результате межевания) или снесли объект недвижимости, право на который не было зарегистрировано. Если же необходимо поставить на кадастровый учет жилой дом, расположенный на приусадебном земельном участке, кадастровый учет такого дома будет проводиться с одновременной регистрацией прав на него.

Согласно действующему законодательству сроки проведения кадастрового учета составляют пять рабочих дней. Однако в Тюменской области и Ставропольском крае поставить недвижимость на кадастровый учет можно за два дня. В еще 28 субъектах услуга государственного кадастрового учета оказывается за три дня. Это стало возможным благодаря внедрению в стране новой системы ФГИС ЕГРН, отметили в Федеральной кадастровой палате.

По оценкам ФКП, по итогам третьего квартала 2020 года спрос на услуги кадастрового учета превысил докарантинные показатели. Данной услугой воспользовались 1,2 млн россиян (против 1 млн заявителей в первом квартале 2020 года). Однако пока этот показатель уступает прошлогодним цифрам. В третьем квартале 2019 года количество принятых заявлений составляло около 1,3 млн. Эксперты связывают это с последствиями пандемии.

До конца 2020 года во всех регионах России заработает специальный сервис, с помощью которого в онлайн-режиме можно будет получить выписку из реестра за 30 секунд. Он позволит пользователям оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью. Раньше на это уходило до трех дней. Сокращение сроков стало возможным благодаря внедрению ФГИС ЕГРН по всей стране.

Какие виды недвижимого имущества подлежат кадастровому учету?

Опубликовано 04.08.2015 11:11

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) к видам объектов недвижимости относятся земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

Собрание законодательства РФ (далее — СЗ РФ). 2007. N 31. Ст. 4017.

Данный перечень имеет исчерпывающий характер. При этом классификация объектов недвижимости в гражданском законодательстве и в законодательстве о кадастровом учете недвижимого имущества не совпадает. Во-первых, к числу объектов кадастрового учета не отнесены такие виды недвижимого имущества, как морские и воздушные суда, космические корабли и участки недр (ч. 6 ст. 1 Закона о кадастре). Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 1 указанного Закона государственный кадастровый учет осуществляется в отношении объектов недвижимости, являющихся таковыми по своей природе, таких, как земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Однако некоторые виды объектов, соответствующие данным критериям по своей природе, в перечень видов недвижимого имущества не включены ни Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), ни Законом о кадастре. Так, в связи с введением в действие Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ из числа объектов недвижимости исключены леса и многолетние насаждения.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 5. Ст. 410; 2001. N 49. Ст. 4552; 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5496.

СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

В целях приведения Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) в соответствие с законодательством о кадастровом учете недвижимости Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ЗК РФ, предусматривающие исключение из перечня видов недвижимого имущества строений.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. I). Ст. 3377.

К объектам недвижимости Закон о кадастре относит также подземные сооружения, допуская исключения из этого правила на основе федеральных законов. Однако вопрос о признании подземных сооружений самостоятельными объектами гражданских прав в гражданском законодательстве не решен. В литературе неоднократно отмечалось, что действующее законодательство «разрывает» права на поверхность земельных участков, права на недра и права на подземные сооружения . В силу того, что ст. 130 ГК РФ не относит подземные сооружения к числу самостоятельных объектов недвижимого имущества, указанные объекты следует рассматривать в качестве объектов кадастрового учета, не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав.

См., например: Шейнин Л.Б. Подземное хозяйство: правовое регулирование // Журнал российского права. 2001. N 11.

КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Ответственный редактор доктор юридических наук Г.А. МИСНИК

Авторский коллектив: Дубовик О.Л, Мисник Г.А., Железнов Д.С., Волконитин А.С., Нигматуллина Э.Ф. , Чолтян Л.Н.

Постановка объекта на кадастровый учет

Введение и определение

Для идентификации объекта, как собственности любого субъекта хозяйствования, необходима постановка недвижимости на кадастровый учет.

Внесение записей с соответствующими характеристиками объекта в государственный кадастр производится органами государственной регистрации – Росреестром с присвоением индивидуального кадастрового номера.

Актуальность и важность вопроса

Постановка недвижимого имущества на кадастровый учет позволяет получать и фиксировать сведения о ресурсах, которые имеет страна. В тоже время государство подтверждает факт существования конкретного объекта путем занесения информации в реестры, создающие основу для справедливого налогообложения.

После регистрации прав субъекты хозяйствования могут беспрепятственного распоряжения своей собственностью: оформить дарственную, сдавать в аренду или продать.

Нормативно-правовая основа

Функционирование органов регистрации и постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет производится в соответствии с Конституцией РФ и производится на основании закона федерального уровня «О государственном кадастре», который устанавливает обязательность, определяет состав сведений и порядок ведения учета.

Нормативно-правовая база опирается на акты, разъяснения, постановления, требования и методологические рекомендации, издаваемые не только правительством, но и органами исполнительной власти местного уровня.

Основания постановки на кадастровый учет

Учет имущественных объектов позволяет обеспечить прозрачность сделок с последующим переходом права собственности и способствует развитию гражданско-правового оборота.

Читать еще:  Образец жалобы на арбитражного управляющего в росреестр

При образовании нового объекта собственности или его реконструкции, оформлении сделок, связанных с изменением собственника, или прекращения существования следует произвести изменения в кадастровом паспорте. В случае его отсутствия все сделки считаются недействительными, поэтому необходимо обратиться в регистрационный центр.

Что регистрируется и что не подлежит регистрации

Регистрации для ведения кадастрового учета подлежит недвижимое материальное благо, которое находится над и под поверхностью земли, а именно:

✔ земельные участки (что не подразумевает под собой владение недрами);

капитальные фонды – здания и помещения, строения и подземные сооружения, квартиры и дома;

✔ объекты, имеющие статус незавершенного строительства.

К разряду недвижимого имущества не относятся предприятия, организации, воздушные и морские судна, космические объекты, поэтому регистрации они не подлежат. Заповедные зоны и участки, находящиеся в распоряжении государства относятся к категории земель, которые не регистрируются.

Порядок постановки недвижимости на кадастровый учет

Постановка на кадастровый учет участка и жилого дома представляет собой процедуру, требующую выполнения следующих пунктов:

  • Вызов кадастрового инженера, который проводит топографическую съемку с достоверной оценкой стоимости участка и выполняет межевые работы с замером площади и определении смежных границ;
  • К этой документации следует приложить технический паспорт, квитанции об уплате государственной пошлины и правоустанавливающие документы;
  • Подача заявления в службу по ведению учета.

Задать вопрос юристу:

Куда и как подаются документы

Полный пакет вышеуказанных документов и в обязательном порядке заявление о постановке на кадастровый учет подается в Регистрационный центр лично собственником или через доверенное лицо. В некоторых случаях есть возможность отправить документы, заверенные через нотариуса по почте. При обращении по электронной почте можно использовать цифровую подпись.

Кто обладает правом постановки объектов на кадастровый учет

К таким субъектам относятся – собственники, арендаторы, снимающие объект не менее 5 лет, пожизненные наследники и пользователи права владения. Представители этих субъектов, работающие по нотариальной доверенности, и наследники участков, ранее не состоявших на учете, также могут обратиться в регистрационный центр с целью индивидуализации вашего объекта.

Временный статус объекта

Такой статус имеют объекты, документы по которым уже переданы в кадастровую службу, находятся на стадии обработки ее сотрудниками и ожидают регистрации. Право собственности может быть зарегистрировано надлежащим образом на протяжении 2-х лет. По истечении этого срока сведения удаляются из реестра.

Сроки подобных услуг

Постановка дома на кадастровый учет – мероприятие, результат по которому предоставляется регистрационной службой не позднее чем через 20 рабочих дней с момента обращения лица и подачи документов.

Стоимость постановки на кадастровый учет

Цены на подобные услуги зависят от типа недвижимости и объема работ кадастровых инженеров. Среднестатистические расценки при постановке квартир – от 10 тыс. руб., жилые дома – от 25 тыс. руб., нежилые здания – свыше 50 тыс. руб.

Особенности постановки на кадастровый учет в 2019 году

Процедура упрощается и осуществляется благодаря функционированию базы ЕГРН в соответствии с законом ФЗ № 218 от 13.06.2015 «О госрегистрации недвижимости». Это позволяет значительно сократить сроки обработки информационных сведений, поэтому постановка на учет теперь занимает 5-10 дней.

Постановка квартиры на кадастровый учет или любого другого имущества теперь осуществляется независимо от его местонахождения и возможна посредством пересылки сканкопий на Портал Госуслуг.

Заключение

Процедура постановки на кадастровый учет не вызывает особых затруднений, но требует определенных навыков и знаний.

Советы

При постановке на учет могут возникнуть определенные сложности, справиться с которым вам помогут квалифицированные юристы.

Наши преимущества

Наша компания одна из тех, кому следует доверять, поскольку высокая квалификация наших сотрудников с положительным опытом представительство ваших интересов позволит достичь результата при самых оптимальных условиях для каждого нашего клиента.

Обращайтесь в нашу компанию, поскольку мы сможем вам гарантировать максимальный учет ваших интересов и адекватные расценки на эффективные и качественные услуги!

Особенности регистрации объектов вспомогательного использования

Хотелось бы поделиться своей позицией и послушать ваше мнение по вопросу регистрации права собственности и постановки объектов недвижимости вспомогательного использования на кадастровый учет.

На сегодняшний день вопрос государственной регистрации права собственности строений вспомогательного использования и постановки их на кадастровый учет в различных регионах России решается по-разному. Особенно сложно производится регистрации права собственности и постановка на кадастровый учет таких объектов на территории города Москвы, поскольку, во-первых, количество отказных заявлений Росреестра по любым основаниям в данном регионе самое большое, и это уже стало нормой, а во-вторых, именно Росреестр по г. Москве готов проводить процедуру регистрации объектов только в условиях предоставления заявителем «полного комплекта» регистрационных документов, то есть по привычной для Росреестра схеме. При этом список требуемых Росреестром документов в этом случае, существенно больше, чем перечень документов, указанный в Законе «О государственной регистрации недвижимости» и Градостроительном кодексе РФ.

Так, в п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Данное правило влечет ряд правовых последствий:

  1. Регистрация права собственности и постановка на кадастровый учет на такие объекты должна производиться в так называемом «упрощенном» порядке, который предусматривает, что у владельца объекта отсутствует необходимость получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (п.3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, п. 15 ст. 55 ГрК РФ);
  2. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такой объект осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (п. 10 ст. 40 Закона «О государственной регистрации недвижимости»);
  3. Технический план таких объектов составляется на основании декларации заявителя, поданной в соответствующий орган государственной власти (п. 11 ст. 24 Закона «О государственной регистрации недвижимости»);
  4. Исходя из указанного, для государственной регистрации права собственности объекта вспомогательного использования и постановки его на кадастровый учет заявитель обязан предоставить в Россреестр технический план, включающий декларацию на объект недвижимости и правоустанавливающий документ на земельный участок.

Данная правовая позиция, как это не парадоксально, в целом поддерживается самой Федеральной службой по государственной регистрации кадастра и картографии, изложенной в письме от 03.03.2015 N 14-03050/15@. Согласно письму, в случае если объекты вспомогательного использования отвечают признакам объектов недвижимости (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), то они подлежат кадастровому учету и их постановка на кадастровый учет возможна на основании технического плана, подготовленного, в свою очередь, на основании декларации об объекте недвижимости.

При этом, в разделе «Заключение кадастрового инженера» в техническом плане, должно быть приведено обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в частности, указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи, с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Вместе с тем, как показывает практика, письма Федеральной службы по государственной регистрации кадастра и картографии игнорируются нижестоящими органами, что подтверждается многочисленными отказами Управления Росреестра по г. Москве в регистрации таких объектов недвижимости. Оснаваем для отказа является непредоставление Заявителем разрешения на строительство и акта о вводе объекта в эксплуатацию, то есть фактически для Росреестра не существует объектов вспомогательного использования.

Отдельно хотела бы обратить внимание на само понятие объекта вспомогательного использования.

Действующий Градостроительный кодекс РФ не раскрывает понятие объекта вспомогательного использования. Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства» (далее – Письмо), под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».

Кроме того, согласно Письму строение относится к вспомогательному при наличии на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

К таким строениям могут быть отнесены разные объекты: теплицы, электрические подстанции, ангары, ремонтные мастерские, летние павильоны и другие строения.

Таким образом, законодатель выделяет два главных критерия отнесения объектов к объектам вспомогательного использования:

— пониженный уровень ответственности;

— наличие на том же земельном участке основного строения.

На мой взгляд, можно выделить еще два критерия, которым должен отвечать объект вспомогательного использования:

1). Он должен выполнять обслуживающую функцию по отношению к основному строению.

Например, мастерская по ремонту оборудования на территории предприятия, производящего механические детали будет являться вспомогательным строением, поскольку она выполняет обслуживающую функцию для данного предприятия, а вот парикмахерская, расположенная в этом же строении или продовольственный магазин, не будет выполнять эту функцию, и соответственно здание, с указанным назначением строительства не будет являться объектом вспомогательного использования;

2). Эксплуатация вспомогательного строения, по его назначению возможна только совместно с эксплуатацией главного здания. Иными словами, вспомогательное строение может не иметь самостоятельных инженерных коммуникаций, что говорит о том, что в отсутствии главного здания эксплуатация такого объекта не возможна.

Нужно обратить внимание, что в последнее время судебная практика встает на сторону заявителей и отменяет решения Росреестра в отказе в государственной регистрации права собственности на объекты вспомогательного использования, напоминая Росреестру, что для регистрации объектов вспомогательного использования заявители не должны предоставлять разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию (Определение Верховного суда Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 301-КГ17-21466, Постановление Арбитражного суда Уральского округа №Ф09-4320/15 по делу №60-44217/2014, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.01.2013 №Ф03-6096/2012 по делу №А39-6944/2016).

Хотелось бы конечно, чтобы Росреестр по г. Москве использовал данную практику, и не заставлял владельцев объектов вспомогательного использования доказывать свою правоту в судебном порядке, тратя на это силы, время и деньги, которые он мог бы использовать для развития бизнеса.

Если у кого есть положительная практика по регистрации объектов вспомогательного использования по г. Москве, прошу вас ее направить.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector