Закон об экологии
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды»
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
20 декабря 2001 года
26 декабря 2001 года
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Судебная практика и законодательство — 7-ФЗ Об охране окружающей среды
Соответственно, требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, установлены санитарными правилами, Законом N 7-ФЗ и техническими регламентами.
Согласно подпункту «а» пункта 6 Положения к заявлению для получения лицензии соискатель лицензии для работ по сбору отходов прикладывает копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).
20. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
21. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
10. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3887; N 27, ст. 4187, 4286; 4291);
содействие в получении промышленными предприятиями комплексного экологического разрешения в обеспечение реализации требований Федерального закона «Об охране окружающей среды»
I. Приоритеты и цели государственной политики,
в том числе общие требования к государственной политике
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11, N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4187, ст. 4286, ст. 4291);
7) Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4187, 4291);
Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.
Разработка нормативно-правового документа о порядке организации производственного экологического контроля и мониторинга в морских портах, согласующегося с федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, способствующего их реализации.
Корректировка размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Новости и пресс-релизы
- Министр
- Руководство
- Структура
- Положение
- Контакты
- Поиск
- Версия для слабовидящих
- Карта сайта
- О сайте
- Rss
- Youtube
- Замечания и предложения по работе сайта просим отправлять на почтовый ящик .
- Направление работы
- Интерактивная карта
- Особо охраняемые природные территории
- Координационные и совещательные органы
- Мероприятия
- Открытое Министерство
- Государственные услуги
- Госслужба и кадры
- Противодействие коррупции
- Открытые данные
- График приема граждан министром, заместителями министра и директорами департаментов минприроды России
- Новости
- Медиагалерея
- Контакты
- Официальные издания
- Официальные документы Минприроды России
- Государственные доклады
- Государственные программы
- Доклады о реализации отраслевых документов стратегического планирования
- Документы для координационных и совещательных органов
- Документы по вопросам ООПТ
- Документы подведомственных учреждений
- Методические документы
- Независимая экспертиза
- Общественное обсуждение
- Общественный совет
- Открытое Министерство
- Стратегии и доктрины
- Федеральный экологический совет
- Перечни нормативных правовых актов
- Rss
- Youtube
Охота на краснокнижных животных запрещена! Разъяснения поправок в законы «Об охоте» и «О животном мире»
Охота на краснокнижных животных в России запрещена! Поправки в федеральные законы, которые вступили в силу, ни в коей мере не меняют ситуацию с редкими и исчезающими видами животных: охотиться на них по-прежнему запрещено.
1 августа вступили в силу поправки в федеральные законы «О животном мире» (статья 24) и «Об охоте», которые были приняты 22 декабря 2020 г.
Теперь всё нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с добычей млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу России и в Красные книги субъектов, отнесено исключительно в Федеральный закон «О животном мире», потому что этот закон является базовым и более общим законодательным актом по сравнению со специальными законами, регулирующими охоту и рыболовство. Соответственно для унификации законодательства, из других законов, в частности закона «Об охоте», была убрана дублирующая норма.
Краснокнижные животные не будут объектами охоты. Запрет на добычу охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу, в России по прежнему действует!
Существует только пять исключительных случаев, при которых допускается добыча. Перечень случаев с 1997 года не менялся; то есть он действует уже 24 года! Это устранение угрозы человеку, охрана здоровья населения, защита от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, мониторинг и регулирование численности, обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
Охота в перечень исключительных случаев не входит!
Разрешение на добычу в перечисленных случаях выдается только Росприроднадзором в установленном порядке (Постановление РФ от 06.01.1997 № 13). Разрешение единоразово и привязано к конкретному случаю. По факту каждого добывания (например, медведя-людоеда) на месте составляется акт с указанием времени, места, орудий добывания и фамилий ответственных лиц. Отчёт подаётся в Росприроднадзор в 2-месячный срок после окончания срока действия разрешения. По данным Росприроднадзора, с начала этого года выдано 129 разрешений (в 2020 году — 125, в 2019 году — 180, в 2018 году — 142, в 2017 году — 225), в это число входит и добыча китов коренными малочисленными народами, и установка меток для мониторинга, например, на белых медведей.
Министерство природных ресурсов и экологии России подчёркивает, что сохранение краснокнижных животных — это задача как для государства, так и для всех жителей страны.
Уважаемые коллеги!
Пресс-служба Минприроды России всегда открыта для комментариев. Вы можете написать нам на почту (press.priroda@mail.ru она указана на сайте ведомства в разделе контакты), написать личное сообщение в соцсетях или обратиться к сотруднику пресс-службы лично (если вам нужно обновить контакты, напишите нам, мы обязательно их предоставим).
Готовы вам оказать помощь не только в предоставлении сведений, но и в разъяснении законодательных инициатив, а также уже существующих норм.
Хотим напомнить, что убийство краснокнижного животного — уголовно наказуемо, и может караться лишением свободы до 9 лет (статья 258.1. УК РФ)! Призываем вас не вводить в заблуждение жителей и не распространять не проверенную информацию.
Экологическое законодательство РФ
Организационные, правовые и экономические методы решения эеологических проблем
Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.
Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы:
2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;
3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;
4) нормативные акты министерств и ведомств;
5) нормативные решения органов местного самоуправления.
1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательстваРФ. Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Настоящий закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет правовые основы защиты населения, территорий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Федеральный закон «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, в первую очередь, на рациональное использование недр и их загрязнение.
Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.
Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.
Лесной кодекс РФ (1997 г.) регулирует отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).
4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.
5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.
с 01.01.2021 года изменения в экологии
Изменения в экологии с 1 января 2021 года.
Данная статья будет достаточно большой, поэтому буду разделять ее на части. Так же рекомендую скачать оригиналы документов и ознакомиться с сими самостоятельно. Если вы нашли не точности, либо хотите дополнить статью, то просим написать нам на почту.
Основные законы, которые вступят в законную силу с 1 января 2021 года :
1. Постановление Правительства 333 от 25 марта 2020 «О принятии РФ поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»;
2. Постановление Правительства 1496 от 18 сентября 2020 «О признании, утратившем силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ…»;
3. Постановление Правительства 1796 от 7 ноября 2020 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы».
Остановимся на каждом документе подробнее и все станет ясно, и понятно. Разберем по пунктам.
Читать материал: стоимость проекта СЗЗ. Звоните! Сформируем для вас оптимальное предложение!
Постановление Правительства 333 от 25 марта 2020 «О принятии РФ поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»
Согласно документу, будет дополнен перечень веществ, разрушающий озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, а именно следующие вещества:
Постановление Правительства 1496 от 18 сентября 2020 «О признании, утратившем силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ…»
Данный документ представляет собой регуляторную гильотину. Этот механизм создан для масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. На самом деле регуляторная гильотина коснулась не только экологии. Пересмотрены сотни правовых актов в разных сферах. Возвращаясь к настоящему Постановлению, выделю только основные (на наш взгляд) постановления, которые не будут действовать с 1 января 2021 года:
1. Постановление Правительства РФ 698 от 11 июня 1996 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»;
[заменен на новое Постановление Правительства РФ 1796 от 7 ноября 2020 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»]
2. Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды 372 от 16 мая 2000 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду …»;
[в настоящее время готовится новый проект, заменяющий утративший силу Приказ]
3. Постановление Правительства РФ 183 от 2 марта 2000 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
[проект нового постановления уже есть. Однако он так и не был зарегистрирован официально. Скорее всего уйдет в прошлое. Так как нормативы допустимых выбросов актуальны только для I и II категории предприятий. Разрабатываться будут в рамках Постановлений, которые обеспечивают разработку КЭР и ДВОС]
[проект нового постановления на регистрации. Возможно, разрешат разработку паспортов для отходов, не внесенных в ФККО]
5. Постановление Правительства РФ 1029 от 28 сентября 2015 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
[проект нового постановления на регистрации. Критерии актуализированы]
6. Постановление Правительства РФ 1062 от 3 октября 2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;
[проект нового постановления разработан и проходит экспертизу ОРВ. Появилась, в том числе возможность подавать документы посредством «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»]
7. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ 50 от 25 февраля 2010 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ 349 от 5 августа 2014 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
[проект нового постановления разработан]
Постановление Правительства 1796 от 7 ноября 2020 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»
Данное постановление вступает в силу с 1 января 2021 года . М ы остановимся на некоторых более важных акцентах в документе. Полный текст вы сможете скачать на нашем сайте в начале статьи. По большому счету данный документ в полной мере описывает процедуру проведения государственной экологической экспертизы.
– срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика;
– заседание экспертной комиссии могут проходить как в очной форме, так и с использованием средств дистанционного взаимодействия;
– указаны сроки действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Вам нужно разработать природоохранную документацию? Вас интересует Инвентаризация ИЗА, проект СЗЗ, ОВОС? Позвоните 8 (861) 248-93-87 или напишите нам запрос на электронную почту info@systemaeco.ru. Мы сформируем индивидуальное предложение для вашего предприятия.
- Требования по Лицензированию деятельности по обращению с отходами – сбор и транспортирование.
Требования по Лицензированию деятельности по обращению с отходами – сбор и транспортирование
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ) 2021, 2020
Закон об охране окружающей среды в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.
Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.
Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.
Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.
Так, например, Закон об охране окружающей среды не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.
Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет основы правовой государственной политики в области охраны окружающей среды, позволяющие решать социально-экономические задачи, сохранять благоприятную окружающую среду для жизни и деятельности населения Российской Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения общества и природы в сфере хозяйственной деятельности, воздействующей на природную среду.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет права человека на благоприятную среду, но и устанавливает обязанности каждого гражданина, сохранять природу и природные богатства, которые являются неотъемлемой частью окружающей среды. Федеральный закон устанавливает перечень природоохранных объектов, в том числе почвы, околоземное космическое пространство и озоновый слой. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» обязывает все объекты независимо от формы собственности проводить оценку будущего воздействия на окружающую среду на стадии проектирования и планирования.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает материальную ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, со сбросом в водные объекты, с загрязнением почвы, с размещением отходов производства, с физическим воздействием в виде шума, тепла, электромагнитных волн.
Какие законы в сфере экологии были приняты Госдумой 7-го созыва
За пять лет работы VII созыва Госдумы было принято множество законов в сфере экологии. В этом созыве впервые был сформирован профильный Комитет по экологии и охране окружающей среды, который смог усилить экологическую повестку и поспособствовал принятию новых важных законов.
Закрепление в Конституции
Теперь защита животных и окружающей среды прописаны в Конституции РФ. Благодаря поправкам, принятым в 2020 году, Правительство теперь обязано уделять пристальное внимание сохранению природного богатства и биоразнообразия нашей страны. Кроме того, заниматься снижением негативного воздействия на окружающую среду и формированием ответственного отношения к животным в обществе.
Теперь в ст. 114 Конституции говорится, что Правительство РФ:
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Ограничение выбросов
VII созывом были введены новые отрасли в природоохранном законодательстве. Появилось климатическое законодательство по регулированию выбросов углерода в атмосферу. С 1 июня был принят закон по ограничению выбросов парниковых газов. Также были созданы условия для снижения карбонового следа в продукции.
Защита животных
Также было создано новое законодательство по защите животных. Раньше это никак не контролировалось и животные были беззащитны, за жестокое обращение с ними не было справедливого наказания. Но теперь в Конституции РФ есть поправка, которая защищает животных. В том числе и животных, которые проходят в уголовных делах, как вещественные доказательства. Если ранее такие животные реализовывались или уничтожались, то сегодня их обязаны передавать безвозмездно для содержания или разведения. Кроме того, теперь нельзя забирать животных у хозяев за их долги.
Отдельное внимание уделено животным, которые занесены в Красную книгу или охраняются международными договорами РФ. Охота на них незаконна с 2019 года и за нарушение законодательства предусмотрено уголовное наказание.
Экологическая информация стала доступней
В феврале этого года был принят закон, который обязывает предприятия предоставлять сведения о состоянии окружающей среды. Согласно закону, соответствующие данные должны публиковаться во всех открытых источниках федерального, регионального и местного значения.
Предотвращение разливов нефти
Новый закон предусматривает повышение ответственности нефтедобывающих компаний. В случае, если из-за их деятельности образовался нефтяной разлив, то они обязаны обеспечить финансирование ликвидации загрязнения, а также в полной мере возместить вред, причиненный экологии, здоровью и имуществу граждан.
Защита ООПТ
В 2018 году был принят федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», но он прошел долгий путь с первого чтения в 2015 году. Тем не менее сегодня действуют максимальные меры защиты заповедников, национальных парков, природных заказников от незаконной застройки и браконьерства.
Утилизация отходов
В области обращения с отходами были приняты следующие меры – запущена программа «Чистая страна» нацпроекта «Экология», в рамках которой будут ликвидированы незаконные свалки. Также была создана система обращения с отходами I и II класса опасности, то есть самыми опасными отходами.
В законодательной повестке уже намечены законы об ответственности предприятий за накопленный экологический ущерб, о расширенной ответственности производителей товаров за их утилизацию, о запрете на одноразовую посуду и другой трудно перерабатываемый пластик, о стимулировании вторичной переработки ресурсов и многие другие вопросы
Какие законы приняты для защиты экологии
Самый экологичный созыв
Заместитель Председателя ГД Ольга Тимофеева
«Впервые в Государственной Думе VII созыва был образован профильный Комитет по экологии и охране окружающей среды. Раньше вопросы экологии и природопользования всегда объединялись в одном комитете. Фактически возникал внутренний конфликт интересов. Теперь, благодаря профильному комитету, мы смогли усилить экологическую повестку и принять большое количество важных законов», — сказала она.
Новый приоритет
«В этом созыве ГД было принято больше «зеленых», экологических инициатив, чем за шесть предыдущих созывов. Такой «зеленой» повестки у российского парламента не было никогда», — заявил Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов
Бурматов
Владимир Владимирович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0190 (Металлургический – Челябинская область) . Приняты не только инициативы, которые были внесены нынешним составом ГД, но и разобраны законодательные завалы, копившиеся в этой сфере с позапрошлого созыва.
Многие направления в законодательстве, которые появились благодаря работе этого созыва, попросту ранее не существовали, подчеркнул парламентарий.
Закрепление в Конституции
Необходимо отметить, что теперь защита животных и окружающей среды прописаны в Основном законе нашей страны. Принятые в 2020 году поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Также закрепляется необходимость ответственного отношения к животным.
Теперь в ст. 114 Конституции говорится, что Правительство РФ:
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Также в соответствии с этой статьей Правительство «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».
Ограничение выбросов парниковых газов
Этот созыв ГД сформировал сразу несколько новых отраслей в природоохранном законодательстве. Например, появилось климатическое законодательство ― углеродное регулирование. «Об этом никто не говорил с точки зрения законодательного оформления никогда, а сегодня созданы условия для сокращения объемов выбросов парниковых газов для исполнения Россией международных климатических соглашений, парижского в частности», — отметил Владимир Бурматов. Созданы условия для снижения карбонового следа в продукции, учета выбросов предприятиями.
1 июня ГД приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов.
Речь идет о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов».
Защита животных
«Второй пример, когда создается с нуля законодательство, — это законодательство, защищающее животных. Четыре года назад его не было. Животные были вещью и отношение к ним было соответствующее. Но за четыре года мы создали полноценное законодательство в этой сфере, пройдя путь, который другие страны проходили по 30–40 лет. И мы даже ушли вперед, потому что сегодня только две страны в мире имеют поправку в Конституции, которая защищает животных», — сказал Владимир Бурматов.
У нас на сайте есть большой материал о том, как закон защищает животных.
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» также напомнил о том, что были приняты меры по защите животных – вещественных доказательств в уголовном процессе, а именно обязанность передавать их безвозмездно для содержания или разведения (медведи, дельфины и др.). «Раньше такие животные реализовывались или уничтожались», — уточнил Павел Крашенинников.
Кроме того, установлен запрет изымать у граждан домашних питомцев за долги.
Особое внимание было уделено краснокнижным животным. «С 2019 года незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу или охраняемых международными договорами РФ, являются преступлениями средней тяжести и тяжких, что позволяет проводить полноценный комплекс оперативно-разыскных мероприятий и избирать меру пресечения в виде заключения под стражу», — пояснил Павел Крашенинников.
«Ответственность за использование служебного положения распространена не только на должностных лиц, но и на других: работников заповедников, охотничьих хозяйств, мест передержки, содержания и разведения животных, и т. п.», — уточнил он.
Доступная экологическая информация
В феврале был принят закон о правовой регламентации предоставления информации о состоянии окружающей среды. Он обязывает предприятия предоставлять соответствующие сведения, а федеральные, региональные и местные – публиковать эти данные в открытых источниках в интернете.
Граждане, экологи, эксперты получат доступ к информации о состоянии окружающей среды, почвы, водоемов, качестве питьевой воды, вредных выбросах и уровне радиационного фона и другим сведениям.
Предотвращение разливов нефти
Закон повышает ответственность компаний, занимающихся нефтедобычей. Они должны будут финансово обеспечить не только ликвидацию разлива, но и возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.
«Он очень важный, он защитит Россию от 10 000 нефтеразливов в год, которые сегодня происходят на суше», — подчеркнул Владимир Бурматов.
Защита особо охраняемых природных территорий
«Это был закон, который лежал года с 2015, защищающий заповедники, национальные парки, природные заказники, вводит там максимальный режим защиты от незаконного строительства, создает дополнительные полномочия инспекторам этих особо охраняемых природных территорий», — отметил Владимир Бурматов.
Здесь у нас есть материал на эту тему.
Обращение с отходами
Владимир Бурматов также отметил ряд системных решений в области обращения с отходами. «Мы создали с нуля систему обращения с самыми опасными отходами — I и II класса опасности. Этого не существовало», — указал он. Законом предусматривается, что соблюдение единой федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с такими отходами.
Ольга Тимофеева уверена, что впереди еще много работы над проблемами, которые копились десятилетиями.
«Сейчас в законодательной повестке остаются закон об ответственности предприятий за накопленный экологический ущерб, доработка механизма расширенной ответственности производителей товаров за их утилизацию, запрет на одноразовую посуду и другой трудно перерабатываемый пластик, стимулирование вторичной переработки ресурсов и другие вопросы. Наработан большой задел. Депутатам экологического комитета в следующем созыве будет чем заняться. Тем более что вопросы экологии во всем мире привлекают все большее внимание. Это глобальный вызов, на который надо давать ответ», — заметила Ольга Тимофеева.
Как законы защищают экологию
В этом созыве Государственной Думы большое внимание уделяется решению проблем, связанных с защитой окружающей среды. Рассказываем вместе с Владимиром Бурматовым о наиболее важных законах, принятых в этом направлении за последнее время
Новый приоритет
«В этом созыве ГД было принято больше «зеленых», экологических инициатив, чем за шесть предыдущих созывов. Такой «зеленой» повестки у российского парламента не было никогда», — заявил Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Приняты не только инициативы, которые были внесены нынешним составом ГД, но и разобраны законодательные завалы, копившиеся в этой сфере с позапрошлого созыва.
Многие направления в законодательстве, которые появились благодаря работе этого созыва, попросту ранее не существовали, подчеркнул парламентарий.
Закрепление в Конституции
Необходимо отметить, что теперь защита животных и окружающей среды прописаны в Основном законе нашей страны. Принятые в 2020 году поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Также закрепляется необходимость ответственного отношения к животным.
Теперь в ст. 114 Конституции говорится, что Правительство РФ:
- осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Также в соответствии с этой статьей Правительство «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».
Ограничение выбросов парниковых газов
Этот созыв ГД сформировал сразу несколько новых отраслей в природоохранном законодательстве. Например, появилось климатическое законодательство ― углеродное регулирование. «Об этом никто не говорил с точки зрения законодательного оформления никогда, а сегодня созданы условия для сокращения объемов выбросов парниковых газов для исполнения Россией международных климатических соглашений, парижского в частности», — отметил Владимир Бурматов. Созданы условия для снижения карбонового следа в продукции, учета выбросов предприятиями.
1 июня ГД приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов. Речь идет о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов».
Защита животных
«Второй пример, когда создается с нуля законодательство, — это законодательство, защищающее животных. Четыре года назад его не было. Животные были вещью и отношение к ним было соответствующее. Но за четыре года мы создали полноценное законодательство в этой сфере, пройдя путь, который другие страны проходили по 30–40 лет. И мы даже ушли вперед, потому что сегодня только две страны в мире имеют поправку в Конституции, которая защищает животных», — сказал Владимир Бурматов.
У нас на сайте есть большой материал о том, как закон защищает животных.
Доступная экологическая информация
В феврале был принят закон о правовой регламентации предоставления информации о состоянии окружающей среды. Он обязывает предприятия предоставлять соответствующие сведения, а федеральные, региональные и местные – публиковать эти данные в открытых источниках в интернете.
Граждане, экологи, эксперты получат доступ к информации о состоянии окружающей среды, почвы, водоемов, качестве питьевой воды, вредных выбросах и уровне радиационного фона и другим сведениям.
Предотвращение разливов нефти
Закон повышает ответственность компаний, занимающихся нефтедобычей. Они должны будут финансово обеспечить не только ликвидацию разлива, но и возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.
«Он очень важный, он защитит Россию от 10 000 нефтеразливов в год, которые сегодня происходят на суше», — подчеркнул Владимир Бурматов.
Защита особо охраняемых природных территорий
«Это был закон, который лежал года с 2015, защищающий заповедники, национальные парки, природные заказники, вводит там максимальный режим защиты от незаконного строительства, создает дополнительные полномочия инспекторам этих особо охраняемых природных территорий», — отметил Владимир Бурматов.
Обращение с отходами
Владимир Бурматов также отметил ряд системных решений в области обращения с отходами. «Мы создали с нуля систему обращения с самыми опасными отходами — I и II класса опасности. Этого не существовало», — указал он. Законом предусматривается, что соблюдение единой федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с такими отходами.
Принят закон об экологической информации
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 9 марта 2021 г. Президент РФ подписал Закон[1], который дополняет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ряд других законов положениями об экологической информации.
Напомним, что ст. 42 Конституции РФ установлено право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Тем не менее, длительное время доступ граждан и юридических лиц к экологической информации был осложнен тем, что законодательство РФ не регулировало состав, а также правила размещения и обновления государственными и муниципальными органами экологической информации. Поэтому соответствующая информация зачастую размещалась в сети «Интернет» несвоевременно или предоставлялась по запросам.
В 2016 году Президент РФ поручил ввести в законодательство понятие «экологическая информация» и определить порядок доступа к ней.
Принятый Закон устанавливает, что информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной, и доступ к ней не может быть ограничен, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к государственной тайне.
Государственные и муниципальные органы, а также уполномоченные ими организации обязаны размещать экологическую информацию на своих официальных сайтах в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем.
В состав экологической информации, которая должна быть размещена в обязательном порядке, входят следующие данные:
- о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
- о радиационной обстановке;
- о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Закон содержит отсылочную норму, согласно которой правила размещения и обновления экологической информации должно определить Правительство РФ. Проект указанного постановления[2] в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения. В нем перечислено 19 видов информации, которую профильные ведомства обязаны размещать на своих сайтах или в государственных/муниципальных информационных системах.
Например, предусмотрено, что Минприроды России обязано публиковать на своем официальном сайте сведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Делать это необходимо в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений об объектах.
Принятые нормы об экологической информации носят в основном декларативный характер и вряд ли сами по себе смогут улучшить ее доступность. Кроме того, перечень данных, которые должны публиковаться в обязательном порядке, представляет собой лишь часть сведений, составляющих экологическую информацию.
О чем подумать, что сделать
Для реализации положений Закона потребуется принятие постановления Правительства РФ, которое установит правила размещения и обновления экологической информации. Мы рекомендуем следить за ходом принятия указанного документа, чтобы иметь возможность подготовиться к грядущим изменениям. Компаниям, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду, необходимо учитывать, что доступность экологической информации широкому кругу лиц может повысить вероятность выявления контролирующими органами нарушений природоохранного законодательства, допущенных компаниями, и предъявления претензий, связанных с такими нарушениями.
Помощь консультанта
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» в режиме реального времени отслеживают все изменения действующего законодательства и готовы оперативно проконсультировать по любым вопросам, связанным с получением экологической информации.
[1] Федеральный закон от 09.03.2021 № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».