Chelnyurinform.ru

Челны Информ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные методики гигиенических исследований

Гигиена. Конспект лекций

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Оглавление

  • Лекция 1. Гигиена как наука
  • Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание
  • Лекция 3. История развития гигиены
  • Лекция 4. Роль воздушной среды. солнечная радиация
  • Лекция 5. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха
  • Лекция 6. Гигиеническое значение перемещения воздушных масс и атмосферного давления
  • Лекция 7. Электрическое состояние атмосферного воздуха

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание

1. Физические и химические методы

Следует помнить, что санитарное описание не дает количественную характеристику и дополняется более точными физическими, химическими, биологическими и другими методами исследования.

С помощью физических методов исследования характеризуется температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Физические методы широко применяются в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий в производстве, различных видов излучений. Физические методы используются в определении химического состава и структуры вещества в виде спектрографического анализа. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов.

Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов; они широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу. Важнейшей особенностью химических методов является их высокая чувствительность, позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта. С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяются примеси, не свойственные природному составу среды, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта: наличие в воздухе оксида углерода, диоксида серы и др.

2. Биологические методы. Эпидемиологический метод. Санитарно-статистические методы

Под биологическими методами следует понимать исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяется наличие микро — и макро организмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

Примером подобного анализа может служить биологическое исследование воды, продуктов питания.

Биологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований, как разновидность биологического исследования, часто имеют первостепенное значение, поскольку определяют не только общую обсемененность изучаемого объекта, но также выделяют и идентифицируют санитарно-показательные микроорганизмы.

Эпидемиологический метод — это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) или экзогенных (социальных, природных) факторов. Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или же населения города, района, области путем анализа определенных учетных и отчетных медицинских документов, проведения медицинских осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения. При этом динамические наблюдения за здоровьем определенного контингента называются «продольными», а одномоментные — «поперечными». В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить.

Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. При этом учитывают такие показатели как заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие, уровни инвалидности, смертности и т. п. Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа.

3. Клинические методы исследования. Метод гигиенического эксперимента

Клинические методы исследования широко используют для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Клинические методы применяют не только для определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей, используя при этом биохимические, иммунологические и другие тесты, отражающие состояние различных органов и систем человека.

Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.

Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

4. Оценка гигиенической и медико-социальной эффективности

Важнейшее значение имеет оценка гигиенической и медико-социальной эффективности проведенных оздоровительных мероприятий. Оценка гигиенической эффективности путем сравнения параметров факторов окружающей среды до и после осуществления предложенных мероприятий позволяет в случае успеха использовать эти предложения в практике на других аналогичных объектах. Медико-социальная эффективность выражается в улучшении самочувствия работающих и проживающих в этих условиях населения, снижении заболеваемости, повышении успеваемости учащихся, повышении работоспособности, повышении выносливости в условиях эксперимента. В ряде случаев, кроме основных показателей эффективности, отражающих улучшение окружающей среды и состояния здоровья населения, удается определить и экономический эффект в результате снижения выплат по листкам нетрудоспособности, повышения производительности труда и т. п.

Методологические основы гигиенических исследований.

I.Введение.

1. Предмет, содержание и задачи гигиены. Связь гигиены с биологическими, клиническими и другими дисциплинами. Значение гигиены в осуществлении различных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваемости населения.

Гигиена — наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает, оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды — природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Связь гигиены с другими дисциплинами.

В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.

В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.

В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.

Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.

Методологические основы гигиенических исследований.

Методология гигиены – это раздел, часть гигиены, занимающаяся вопросами использования ее методических приемов для изучения закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды. Методология гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных норм и правил. В гигиене существуют так называемые специфические классические гигиенические методы. К ним относятся метод санитарного обследования, метод санитарного описания и метод санитарного наблюдения. В гигиене широко используются различные методы, связанные с оценкой факторов, действующих на человека. Такими методами являются физические, химические, которые оценивают физическое и химическое состояние окружающей среды. В гигиене широко используются токсикологические методы, направленные на оценку характера токсического действия на организм тех или иных химических веществ. Широко применяются физиологические методы, недаром гигиену называют прикладной физиологией.

Для оценки воздействия факторов на те или иные системы организма широко используются биохимические, генетические, клинические и эпидемиологические методы исследования. Для обобщения полученных результатов широко используются статистические методы с привлечением современных технологий.

Методы изучения влияния факторов окружающей среды в натурных условиях. Это направление называют натурным экспериментом. Что связывают с изучением состояния здоровья тех или иных групп населения, проживающих под воздействием различных факторов окружающей среды. В натурных условиях можно изучать и влияния условий труда на здоровье работающих. Изучают и влияние факторов учебного процесса на растущий организм ребенка. Проводятся клинико-гигиенические исследования, позволяющие разрабатывать предельно допустимые концентрации вредных химических веществ в рабочей зоне. Таким образом, клинико-гигиенические исследования и лабораторный эксперимент дополняют друг друга и составляют единый подход к гигиеническим исследованиям окружающей среды и здоровья человека.

Методы гигиенических исследований окружающей среды и здоровья населения

1.2. МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Гигиена, как отрасль медицинских знаний, имеет свою методологию, под которой понимают комплекс научно обоснованных методов, используемых для проведения санитарного надзора, разработки гигиенических регламентов, изучения состояния здоровья населения и др.

В гигиене различают четыре основных метода.

Эпидемиологический метод — это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды. Данный метод — один из ведущих в гигиене методов.

Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:

а) с помощью санитарно-статистических материалов. По официальным данным учетных медицинских документов изучают смертность, рождаемость (данные ЗАГСа), заболеваемость населения за определенный отрезок времени. Материалы анализируются, обрабатываются, рассчитываются специальные показатели рождаемости, смертности;

б) посредством медицинского обследования отдельных групп населения. Специально организованная группа врачей различного профиля (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и т. д.) осматривает и обследует группу населения, которая подвержена воздействию определенного фактора;

в) данные медицинского обследования могут быть дополнены углубленными клиническими наблюдениями, когда отбирается группа людей, подвергшихся влиянию того или иного фактора (например, на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии), и обследуется дополнительно. Углубленное клиническое инструментально-лабораторное обследование и динамическое врачебное наблюдение в условиях стационара позволяют обнаружить изменения в состоянии здоровья, которые при однократном обследовании в амбулаторных условиях оценить невозможно;

Читать еще:  Процедура включения в реестр требований кредиторов

г) натурный эксперимент. Комплексное изучение здоровья группы людей, подвергшихся острому или хроническому воздействию определенного химического или физического фактора окружающей среды. Комплексность заключается в одновременном использовании всех описанных способов реализации эпидемиологического метода.

Метод санитарного описания, или санитарной топографии.Последовательное описание объекта. Классическим примером могут служить работы Ф. Ф. Эрисмана (описание условий труда на ткацких фабриках). Однако даже самое тщательное описание не дает количественной оценки фактора. Поэтому сегодня гигиенисты широко используют физические, химические, биологические методы, инструментальную оценку того или иного явления, компьютерные и геоинформационные технологии.

ГИС — геоинформационные системы — являются инструментом для сбора, систематизации первичной информации, моделирования различных ситуаций, пространственного анализа распространения загрязнений.

Экспериментальный метод. Начиная со второй половины XIX в. в гигиену прочно вошел экспериментальный метод. Различают натурный эксперимент (Чернобыль, эпидемия холеры в Гамбурге и т. д.). Однако в натурных условиях имеют дело с комплексом факторов, что затрудняет их оценку.

Лабораторный эксперимент позволяет смоделировать действие отдельных факторов, уточнить дозы (концентрации), механизм действия фактора, обосновать безопасный уровень. Эксперимент чаще всего проводится на лабораторных животных, а затем экстраполируется на человека. В отдельных случаях — на добровольцах, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ. Эксперимент проводится в специальных камерах, на стендах и т. д.

Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия, представляет комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора или группы факторов на состояние окружающей среды и здоровье населения. При проведении санитарной экспертизы используются все гигиенические методы, начиная от санитарного описания объекта, количественной и качественной характеристики выбросов или отходов (воздушных, жидких или твердых), закономерностей их поступления в окружающую среду, механизмов их распространения в ОС, включая построение моделей прогноза и оценку влияния на состояние здоровья населения.

В последние годы появился новый метод (а точнее, новое направление) в гигиене: оценка риска.

Оценка риска — это вид экспертных работ, позволяющих определить число людей, которые будут реагировать отрицательно на действие того или иного фактора.

В медико-экологических исследованиях оценивают риск как вероятность загрязнения окружающей среды (потенциальный риск), а также риск как вероятность возникновения у человека отклонений в состоянии здоровья (реальный риск). Реальный риск характеризует ущерб общественному здоровью, обусловленный загрязнением окружающей среды. Выражается в количестве дополнительных случаев заболеваний, смертей среди населения.

Потенциальный риск характеризует вероятность возникновения неблагоприятного для человека эффекта при определенных условиях. Может выражаться в процентах, долях или случаях на 1000, 10 000 человек. Методология оценки риска используется для прогноза тех или иных ситуаций, числа дополнительных случаев заболеваний, смертей с учетом факторов. Ущерб общественному здоровью может быть оценен экономически. Оценка риска дает возможность принять обоснованные управленческие решения.

Таким образом, гигиена — это самостоятельная медицинская дисциплина, более того — это главная профилактическая медицинская дисциплина. Объектом гигиены является здоровый человек. Предметом — изучение влияния факторов окружающей среды, природной и социальной, на здоровье человека. Цель — устранение болезней путем создания благоприятной среды обитания.

Новости

Размещен: 10.10.2016 г.

Санитарно-гигиенические лабораторные исследования.

Начало 21 века – время высоких технологий. Наряду с несомненным преимуществом и благами (удобствами), привносимыми в нашу жизнь ростом технической и энергетической мощи человечества уже явно видны и отрицательные результаты этого процесса – явное ухудшение экологической обстановки и как следствие отрицательное влияние на состояние здоровья человека.

Постоянно растущая озабоченность человеческого общества относительно качества и безопасности среды обитания значительно повышает требования людей к качеству производимых товаров, пищевого сырья и продуктов питания, питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы.

Источником объективных данных для оценки состояния окружающей природной, производственной и социальной сред являются результаты лабораторного контроля. Он включает в себя испытания и исследования продукции производственного и бытового назначения, объектов окружающей среды, биологических сред.

Зачастую, только по результатам лабораторных исследований можно выявить продукцию или процессы не соответствующие установленным и действующим в нашей стране регламентам, правилам и нормам.

По результатам исследований можно судить, к примеру, об эффективности очистки сточных вод, безопасности применяемых в строительстве материалов и воздуха, которым мы дышим в квартире и на рабочем месте, пьем ли мы настоящую природную минеральную воду или приготовленную искусственным путем, содержат ли потребляемые человеком пищевые продукты, то необходимое количество макро- и микроэлементов, витаминов, энергетическая ценность обеспечивается за счет содержания жиров и простых углеводов или необходимого организму белка.

Возможности нашей лаборатории позволяют проводить исследования по широкому спектру показателей, который насчитывает около шестисот различных наименований и перечень определяемых показателей постоянно расширяется и дополняется благодаря освоению и внедрению в практику новых методов и методик.

В нашей лаборатории используются различные современные высокоточные инструментальные методы исследований и современное лабораторное электрооборудование. Это позволяет определять наличие различных вредных веществ в микроколичествах в продуктах питания, парфюмерно-косметической продукции, в строительных материалах, изделиях детского ассортимента и объектах окружающей среды, а также идентифицировать неизвестные вещества и выявить фальсифицированную пищевую продукцию.

Наличие современной лабораторной базы, профессионализм и большой практический опыт специалистов лаборатории позволяет обеспечивать высокое качество, надежность и точность получаемых результатов. А это в свою очередь позволяет осуществлять действенный санитарный надзор.

Следует отметить, что на сегодняшний день в г.Москве зарегистрированы несколько сотен лабораторий, предлагающих быстрое и дешевое проведение тех или иных видов санитарно-гигиенических исследований. Однако привлекательные сроки и низкая цена этих исследований ставят под сомнение их качество и достоверность. С твердой уверенностью можно сказать, что такого спектра, полноты испытаний, разнообразия объектов исследований и комплексного подхода к ним, такой современной лабораторной базы вы вряд ли найдете.

В странах ВТО и на мировом рынке признаются результаты испытаний, полученные в лабораториях, соответствующих определенным стандартам и критериям, в частности стандарту ИСО/МЭК 17025, который содержит международные правила и рекомендации по обеспечению качества работы лаборатории.

На сегодняшний день санитарно-гигиеническая лаборатория имеет лицензию Министерства Здравоохранения на проведение санитарно-гигиенических лабораторных исследований, а также Аттестат аккредитации, как подтверждение технической компетентности в области проводимых исследований:

  • в лаборатории обеспечиваются все необходимые условия для проведения исследований
  • исследования проводятся с использованием оборудования, методов и стандартов, допущенных к применению
  • методы, методики и используемое оборудование обеспечивают наибольшую чувствительность и точность исследований
  • существует система внутреннего и внешнего контроля работы лаборатории.

Ежегодно мы выполняем сотни тысяч различных исследований, на основании которых можно выяснить, безопасна ли вода из крана, можно ли пить воду из колодца или скважины на садовом участке, как правильно подобрать фильтр для очистки воды, соответствует ли бутилированная и минеральная вода, заявленному стандарту, безопасна ли детская игрушка, загрязнена ли земля на садовом участке, а не станут ли выбранные вами обои, линолеум или пластиковые окна источником неприятного запаха или, что еще хуже, причиной ухудшения вашего самочувствия, не содержат ли свежие овощи и фрукты нитратов и пестицидов и не фальсифицирован ли мед, купленный вами на рынке. А может вам необходимо выполнить лабораторные исследования с целью дальнейшей аттестации рабочих мест.

Если Вас заботят вопросы, связанные с качеством и безопасностью пищевых продуктов, разнообразных товаров, питьевой воды, воздуха и почвы, приходите к нам. Мы постараемся провести для Вас полный комплекс различных исследований и ответить на поставленные вами вопросы.

Современные методики гигиенических исследований

Главной стратегической целью социально-гигиенических исследований является изучение взаимосвязи демографических, социальных, экономических, экологических процессов в обществе с развитием здоровья населения, распространенностью патологии, продолжительностью жизни людей, что требует познания всего жизненного потока, выраженного в чередовании человеческих поколений.

Формируется новая парадигма социально-гигиенических исследований, которая объединяет биологические, социальные, экономические ценности населения в единый критерий развития общества — человеческий капитал (ЧК), где устанавливается характер генерирования потока доходов в виде воспроизводства здоровья новых поколений.

В этой связи необходимо: определение приоритетов в социально-гигиенических исследованиях, обоснование синтезирующей и интегрирующей роли социальной гигиены в комплексных медицинских исследованиях, а также разработка показателей и критериев человеческого капитала (капитала здоровья) как элемента взаимодействия с другими науками.

На разных стадиях социально-экономического развития общества приоритет отдавался определенному виду капитала: производственному, административному, в последние 40-50 лет — социальному капиталу. Главной стратой общества, которая поддерживает данный вид капитала, является семья. Через нее характер социально-экономических отношений оказывает влияние на качество и продолжительность жизни поколений людей. При этом человеческий капитал рассматривается в качестве активов общества. Вклад в него оценивается как заем семьи на воспроизводство, образование, воспитание, развитие здоровья новых поколений с доходом в будущем.

Познание процессов развития ЧК связано с оценкой характера воспроизводства поколений людей, формирования семьи. В РФ за последние 60 лет (сформировалось два новых поколения) коэффициент суммарной плодовитости женщин (детности) сократился с 3,1 (1950 г.) до 1,3 (2008 г.), что свидетельствует о недовоспроизводстве детей в семьях.

По нашим расчетам в настоящее время 95,0% всех семей завершают рождение детей к 35-летнему возрасту женщин. В начале 50-х годов этот показатель был на уровне 41,2 года, что свидетельствует о сокращении «верхней» границы реального репродуктивного периода женщин на 6,2 года. В то же время наши исследования показывают, что у каждого нового поколения молодых женщин снижается планируемое число детей в оптимальном (до 30 лет) возрастном периоде с 0,94 до 0,55. Основными причинами такого отношения к реализации репродуктивной функции является увеличение периода профессионального становления молодых женщин, психологическая неготовность к деторождению, неопределенность будущего, проблемы со здоровьем уже имеющихся детей и сохранением своего здоровья.

Потери человеческого капитала в Сибири, по нашим расчетам, в настоящее время связаны на 27,1% с недовоспроизводством населения, на 55,3% — с преждевременной смертностью, а также заболеваемостью и инвалидностью — на 17,6%. Вследствие этого период использования трудового потенциала населения сокращается на 10-14 лет. По данным наших исследований, потери ВВП в результате сокращения трудового потенциала по «медицинским причинам» превышают величину консолидирования бюджета здравоохранения по разным регионам в 3-5,5 раз.

В настоящее время, несмотря на рост финансовых вложений в здравоохранение, потери ЧК на каждую единицу приращения затрат увеличиваются, что объясняется недостаточно эффективным управлением и планированием развития здравоохранения.

Снижение потерь ЧК во многом зависит от приоритетов нашего воздействия на окружающую и социальную среду, вклада в развитие сфер жизнеобеспечения населения. По результатам наших исследований установлена структура такого влияния (реального) на ближайшие годы: обеспечение здорового образа жизни — 38%; совершенствование системы здравоохранения — 33%; улучшение условий труда — 15%; охрана окружающей среды — 7%; медико-социальная реабилитация и оздоровление населения за счет рекреационных возможностей — 7%.

Читать еще:  НДС с возвратов: отражение в «1С:Предприятии

Все это требует разработки соответствующей методологии и методов комплексной оценки распространенности заболеваний среди населения, включая диагностические, медико-биологические, клинические, эпидемиологические, социологические и экспертные данные с формированием модели и технологических элементов использования информации. Это дает возможность прогнозировать востребованность соответствующих медицинских и оздоровительных технологий, для реализации которых необходимо будет формировать соответствующую организационную структуру здравоохранения, медицинских служб и учреждений.

В качестве перспективы социально-гигиенических исследований определены:

  • — оценка и прогноз воспроизводства населения, формирования и реализации репродуктивного потенциала населения
  • — оценка и прогноз потерь здоровья населения, их объем, структура, тенденции, изменения в поколениях людей
  • — разработка методических подходов к использованию эпидемиологических, гигиенических, клинических и медико-биологических исследований для реализации диагностической и экспертной функции медицины
  • — разработка методологии оценки формирования и потерь человеческого капитала, взаимосвязь его с другими видами капиталов (социально-экономический подход)
  • — реализации функций семьи и формирование медико-профилактического обслуживания на семейном уровне
  • — социально-гигиеническая оценка функционирования и планирование стратегии развития территориального здравоохранения, медицинских служб, медицинских и санаторно-курортных организаций с разработкой моделей и технологических элементов по формированию и реализации оздоровительных программ.

Разработка данных методологических подходов позволит усовершенствовать систему здравоохранения, развитие медицинской помощи в опережающем режиме, когда характер функционирования медицинских организаций, подготовка кадров, уровень медико-оздоровительных технологий будет успевать за тенденциями развития демографических, социальных, экономических и экологических процессов в обществе, формирования патологии населения.

Появляется возможность сближения и взаимопроникновения биологических, социальных и экономических законов развития человеческого общества. В этом случае становится реальным наше влияние на процессы общественного здоровья, и соответственно реализуется принцип профилактики здоровья человека в Российском государстве.

1. Методы исследования, применяемые в гигиене.

В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов оценки окружающей среды – это методы санитарного обследования, физические, химические и биологические методы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.

Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения обычно начинается с метода санитарного описания. Метод санитарного исследования широко используется при изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых. К санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда.

С помощью физических методов исследования характеризуются температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление и др. Физ.методы широко применяются в коммунальной гигиене.

Химические методы используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов. Особенностью этого метода является высокая чувствительность позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема.

Биологический метод – это исследования объектов окружающей среды в процессе, которых определяется наличие микро и макроорганизмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

Эпидемиологический метод – это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных или экзогенных факторов.

Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения.

Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека и животных.

Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Пример: изучение на лаборат.установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

2. Гигиеническая оценка действия шума на организм человека. Меры профилактики.

Шум (с гигиенической точки зрения) – комплекс беспорядочного сочетания звуков различной интенсивности, неблагоприятно воздействующий на организм человека.

Физические характеристики шума

1. Звуковая мощность источника (Вт)

2. Интенсивность (сила) звука (Вт/м2)

3. Звуковое давление (Па/(н/м2))

4. Скорость звука.

Действие шума на организм (специфическое, неспецифическое)

Специфическое: шумовая травма, утомление слуха, двухсторонний кохлеорный неврит (проф. тугоухость)

Шумовая травма: клиника – внезапная боль в ушах, поражаются барабанные перепонки, вплоть до их пробадения.

Утомление слуха – выраженное ослабление слуховой чувствительности к концу рабочего дня. При хроническом воздействии шума приводит к проф. тугоухости

Кохлеарный неврит – ему предшествует адаптация к шуму и развитие утомления слуха. Начальная стадия: звон в ушах, головокружение, восприятие разговора шепотом не нарушено. В начальной стадии увеличивается порог восприятия на высокой звуковой частоте (4000 – 8000 Гц). По мере прогрессирования заболевания увеличивается порог восприятия на средние, затем низкие частоты. При выраженной стадии снижается восприятие шепота, формируется тугоухость

Неспецифическое: симптомокомплекс «шумовая болезнь», органы мишени – НС, ССС, ЖКТ, энд. жел.

Симптомокомплекс «шумовая болезнь» — функциональные нарушения НС, ССС, ЖКТ, эндокринной системы в виде неврозов, неврастении, остеновегет синдрома с сосуд гипертензией, гипертоническая болезнь, угнетение секреции ЖКТ, нарушение функций эндокринных желез.

Отягощают действие шума:

1. вынужденное положение тела

2. нервно-эмоционально енапряжение

3. вибрация, воздействие пыли, токсических веществ

4. неблагоприятные метеорологические факторы

Меры профилактики:

1. Архитектурно-планировочные мероприятия.

2. Разработка шумобезопасной техники и технологических процессов

3. Разработка и применение строительно-акустических мероприятий (амортизаторы, изолирование шумных помещений, применение звукоизоляционных материалов)

4. Осуществление организационных мероприятий (сокращение времени нахождения в условиях воздействия шума)

5. Применение средств и методов коллективной защиты (дистанционное управление)

6. Применение средств индивидуальной защиты

7. Контроль за уровнем шума на рабочих местах не реже 1 раза в год

8. Проведение ежегодных периодических мед.осмотров.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Методы гигиенических исследований.

Лекция 1

. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.

Содержание учебного материала:

1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека

2. Задачи и методы гигиены

3. Основные периоды развития гигиены.

4.Профилактика, виды профилактики

5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.

1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных отраслей: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических учреждений и т.д.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.

2. Задачи гигиены:

Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.

ДРУГАЯ ЗАДАЧА – это разработка средств и способов , направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития , повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий.

Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.

Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» — дом, «логос» — наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения.

Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.

Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.

Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.

Методы гигиенических исследований.

Выделяют 2 группы методов: методы, с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.

Лабораторные исследования включают:

физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).

Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.

Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).

Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.

Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.

Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.

Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.

Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.

4. Становление гигиены как науки. Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи

5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Читать еще:  Государственная поверочной схемы измерения давления

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Санитарно-гигиенические исследования — исследования, проводимые с целью изучения факторов производственной и окружающей среды и оценки их влияния на здоровье человека. На основе анализа данных Санитарно-гигиенических исследований разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение условий жизни, труда, быта и отдыха людей. При Санитарно-гигиенических исследованиях применяют различные методы исследования: санитарно-описательные, органолептические, физические, химические, физико-химические, радиохимические, микроскопические, бактериологические, микологические, гельминтологические, статистические, биологические, физиологические, биохимические, патоморфологические, гистохимические и др.

Санитарно-описательные методы — наиболее простые, они дают общее представление об изучаемом объекте.

Органолептические методы — методы исследования объектов окружающей среды с помощью органов чувств (органолептика). При этом определяют внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенцию исследуемого объекта.

Физические методы применяют для определения температуры, влажности (см.), скорости движения и атмосферного давления воздуха, измерения уровней ионизирующих излучений, ультрафиолетового излучения (см.), ионизации атмосферы (см. Ионизация воздуха), теплопроводности тканей, одежды, строительных материалов, освещенности поверхности (см. Освещение), удельного веса жидкостей и плотных сред, калорийности пищевых продуктов (см. Калориметрия) и др. Для определения содержания металлов в объектах окружающей среды и биол. материалах используют эмиссионный спектральный анализ (см.). Исследование запыленности воздуха, идентификацию соединений, в состав к-рых входят металлы, производят с помощью фазового рентгеновского анализа (см. Рентгеноструктурный анализ). Метод меченых атомов (см. Меченые соединения) характеризуется достаточной чувствительностью и специфичностью и позволяет получать большой объем информации при сравнительно нетрудоемких исследованиях. Для изучения метаболических процессов in situ без нарушения целостности клеток удобна авторадиография (см.). Степень интенсивности биохим. процессов в клетках и их ультраструктуру оценивают в этом случае визуально. При исследовании объектов с помощью нейтронно-активационного анализа (см. Активационный анализ) можно анализировать до 4200 образцов в сутки с определением различных ингредиентов в воде, воздухе, почве, продуктах питания, а также в волосах и сыворотке крови человека и др. Универсальными достаточно широко применяемым методом анализа является масс-спектрометрический (см. Масс-спектрометрия). Благодаря разделению определяемых веществ в электрическом и магнитном поле становится возможной их идентификация по молекулярному весу. При контроле содержания токсических веществ в воде и воздухе эффективен хромато-массс-пектрометрический анализ сложных смесей веществ, осуществляемый с помощью прибора «Хромасс» (сочетание хроматографической колонки с масс-спектрометром) .

Химические методы применяют для определения качественного и количественного состава исследуемых веществ, при С.-г. и. воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, а также материалов, применяемых в строительстве, пищевой промышленности, производстве детских игрушек и др. Уровни загрязнения объектов исследования искомыми веществами сравнивают с соответствующими гигиеническими нормативами (см. Нормативы гигиенические).

Физико-химические методы используют для выявления таких показателей исследуемого объекта, как вязкость, поверхностное натяжение, электропроводность, точки плавления, кипения, затвердевания. К ним относятся колориметрический , спектрометрический, спектрофотометрический, нефелометрический и поляриметрический методы исследования растворов (см. Колориметрия, Нефелометрия, Поляриметрия, Спектрофотометрия), атомно-абсорбционный спектральный анализ, люминесцентный, хроматографический, полярографический методы (см. Люминесценция, Хроматография, Полярография), а также анализ с помощью электролиза (см.) и потенциометрическое определение pH растворов (см. Потенциометрическое титрование).

Люминесцентный анализ является одним из наиболее чувствительных методов физ.-хим. исследований. С его помощью можно установить содержание в исследуемом образце вещества в концентрации до 0,01 нг/г (10 -11 г/г).

Газовый хроматографический анализ открывает широкие возможности для разделения многокомпонентных смесей веществ, содержащихся в объектах окружающей среды, позволяя проводить идентификацию веществ и количественное определение.

Полярографический анализ используют при определении микроконцентраций вредных веществ в воздухе рабочих помещений, атмосфере населенных мест, воде, почве, пищевых продуктах.

Радиохимические методы при С.-г. и. применяют для определения количественного состава радиоактивных веществ в окружающей среде.

Микроскопические методы используют при исследовании аэрозолей, гидропланктона, пищевых продуктов на наличие посторонних примесей, тканей одежды ж др. В качестве основного прибора применяют микроскоп (см.), а в отдельных случаях для выявления частиц пыли ультрамикроскопических размеров — электронный микроскоп (см. Электронная микроскопия). Вспомогательными приборами являются счетные камеры, сетчатые окулярные микрометры, окулярные и объективные микрометры (см. Морфометрия медицинская). Для зарисовки микроскопических объектов могут быть использованы специальные приборы, микрофотография (см.).

Микробиологические методы имеют первостепенное значение при С.-г. и. питьевой воды и пищевых продуктов. Их применяют также при исследовании воздуха, почвы, воды водоемов, предметов обихода, одежды и оборудования на предприятиях пищевой промышленности. Особое внимание обращают на санитарно-показательные микроорганизмы.

Микологические методы в С.-г. и. служат для обнаружения плесневых грибков в нек-рых пищевых продуктах (хлебе, мясных изделиях), домовых грибов в деревянных частях здания. Плесневые грибки определяют микроскопически, домовые грибы — макро- и микроскопически, а также (при необходимости) путем разведения чистых культур (см. Микология).

Гельминтологические методы используют при С.-г. и. мяса, овощей, воды, почвы и др. Особое значение они имеют при контроле мяса на трихинеллез и финноз (см. Гельминтологические методы исследования).

Статистические методы широко применяют в С.-г. и. при оценке влияния факторов производственной и окружающей среды на здоровье населения, анализе данных экспериментальных исследований (см. Статистика санитарная).

Биологические методы дают возможность установить, как влияют отдельные факторы окружающей среды на организм человека и животных. В С.-г. и. широко используют метод биопроб.

Физиологические методы. С помощью этих методов изучают влияние различных факторов окружающей среды на физиол. реакции организма человека и экспериментальных животных.

Биохимические методы успешно применяют в Санитарно-гигиенических исследованиях, особенно в практике гиг. нормирования. К ним относятся методы определения ферментного спектра и белков крови, порфиринового обмена, иммунол. статуса, нек-рых проф. ядов в выделениях человека и животных и др. Кроме того, биохим. методы находят применение при С.-г. и. биологической полноценности пищевых продуктов, готовых блюд, а также при определении в них витаминов. При исследовании нек-рых ферментов в пищевых продуктах можно получить дополнительные данные о свежести и доброкачественности этих продуктов. Так, определение редуктазы и каталазы молока является показателем его качества.

Патоморфологические методы, включающие и гистохимические, позволяют обнаружить наиболее тонкие изменения в структуре органов, тканей и отдельных клеток.

Библиография: Вороненко В. А. и Новиков Ю. В. Применение газовой хроматографии в гигиенических исследованиях, Гиг. и сан., №9, с. 81, 1971, библиогр.; Дмитриев М. Т., Растянников Е. Г. и Волков С. А. Контроль состава воды системой «газовый хроматограф-масс-спектрометр — компьютер», Водоснабжение и сан. техника, № 4, с. 5, 1981; Минх А. А. Методы гигиенических исследований, М., 1971, библиогр.; Новиков Ю. В. Применение метода электронного парамагнитного резонанса в гигиенических исследованиях, Гиг. и сан., № 8, с. 79, 1973; он же, Физические методы исследования в гигиене, М., 1973, библиогр.; Новиков Ю. В., Ласточкина К. О. и Болдина Э. Н. Методы определения вредных веществ в воде водоемов, М., 1981; Пушкина H. Н. Биохимические методы исследования, М., 1963, библиогр.

Методы гигиены

Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация методов гигиены

В гигиене используются различные методы исследования, которые можно объединить в четыре основные группы:

  • гигиенический метод изучения здоровья,
  • метод гигиенического обследования,
  • метод гигиенического эксперимента,
  • метод гигиенической экспертизы.

Рассмотрим их особенности.

Гигиенический метод

Гигиенический метод позволяет изучать здоровье людей в зависимости от влияния природных и социальных факторов. Этот метод реализуется в виде:

  • статистического исследования, которое проводится при изучении рождаемости, смертности, физического развития, заболеваемости и прочих показателей;
  • эпидемиологического изучения здоровья — позволяет исследовать распространенность заболеваний во времени, пространстве, по возрастной и половой структуре;
  • медицинского обследования населения, которое оценивают физиологическими, клиническими, иммунологическими, биохимическими методами. Физиологические методы позволяют оценить изменения, происходящие в функционировании органов и систем, биохимические — химического состава тканей и жидкостей, активности гормонов, ферментов, иммунологические — гуморального и клеточного иммунитета;
  • клинического наблюдения за отдельными группами, этот метод позволяет выявить в организме человека признаки патологических состояний, которые возникают под влияние факторов окружающей среды.

Метод гигиенического обследования

Метод гигиенического обследования позволяет оценить наблюдаемый фактор при помощи:

  • опроса,
  • анкет,
  • интервью.

Этот метод включает санитарно-топографическое и санитарно-гигиеническое описания. В зависимости от характера изучаемых факторов, могут проводится инструментальные и лабораторные исследования с применением научных методов:

  • физики,
  • химии,
  • математики,
  • вирусологии,
  • микробиологии,
  • паразитологии,
  • бактериологии.

Применение физических методов позволяет измерить влажность, температуру, давление, уровни вибрации, шума, радиации.

Химические методы определяют химический состав воздуха, воды, почвы, пищи, количественное содержание в них токсических веществ.

Микробиологические, вирусологические, паразитологические методы позволяют изучить наличие вирусов, водорослей, грибов, гельминтов, простейших, членистоногих в объектах окружающей среды.

Бактериологические методы позволяют определить бактериальную загрязненность воды, воздуха, почвы, лекарств, продуктов питания, рук персонала, оборудования.

Готовые работы на аналогичную тему

При помощи математических методов проводят обработку полученных данных, рассчитывают средние и относительные величины, коэффициенты регрессии и корреляции, устанавливают определенные закономерности.

На современном этапе развития гигиены в целях идентификации и количественного анализа химических веществ в объектах внешней среды внедряются

  • высокочувствительные методы,
  • специфичные методы,
  • точные физико-химические методы,
  • радиологические методы.

Наиболее перспективны методы хроматомасспектромии, атомной абсорбции, спектрофотометрии, газовой хроматографии, газожидкостной хроматографии.

Экспресс-методы применяют при необходимости получения быстрого ответа.

Метод гигиенического эксперимента и метод гигиенической экспертизы

Метод гигиенического эксперимента включает исследования: лабораторные и натурные. Лабораторный эксперимент позволяет изучить влияние факторов внешней среды при проведении исследований на математических моделях, добровольцах, лабораторных установках и лабораторных животных. Натурный эксперимент позволяет изучить здоровье людей в реальных условиях бытовой и трудовой деятельности.

Метод гигиенической экспертизы применяется при:

  • осуществлении предупредительного государственного санитарного надзора,
  • текущего санитарного надзора в процессе эксплуатации объектов,
  • реализации и использовании предметов народного потребления.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector