Chelnyurinform.ru

Челны Информ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Местный бюджет — доходы муниципальных образований

Понятие и структура местного бюджета

Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры муниципального образования.

Легальное определение местного бюджета содержится в ст. 15 Бюджетного кодекса РФ. В ней сказано, что он представляет форму образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

Данное определение не в полной мере отражает содержание этого явления, а потому следует выделить некоторые другие признаки местного бюджета:

1. это юридический документ, который разрабатывается, обсуждается, а затем принимается в установленном законом порядке.

2. представляет собой план расходов и доходов муниципального образования на определенный период (финансовый год).

3. это целостный фонд финансовых средств, необходимых для решения вопросов местного значения.

Таким образом, местный бюджет представляет собой юридический документ, принимаемый в особом процедурном порядке, в котором зафиксированы предполагаемые доходы и расходы на конкретный финансовый год в целях решения вопросов местного значения.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консоли­дированный бюджет муниципального района. Бюджетные пол­номочия муниципальных образований установлены в статье 9 Бюджетного кодекса РФ.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, Законом 2003 г. № 131-ФЗ, а также прини­маемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными за­конами и принимаемыми в соответствии с ними иными норма­тивными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местно­го бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муници­пальных учреждений с указанием фактических затрат на их де­нежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведе­ниями в случае невозможности их опубликования.

Структура местного бюджета включает доходную и расходную части.

Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов делятся на собственные и регулирующие доходы.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан – разовые платежи граж­дан для решения конкретных вопросов местного значения (определяются на местном референдуме, сходе) (см. ст. 56 Закона 2003 г. № 131-ФЗ);

2) доходы от местных налогов и сборов (см. ст. 57 Закона № 131-ФЗ). Местными являются земельный налог и налог на имущество физических лиц в соответствии со ст. 15 Налогового Кодекса РФ). Правовое регулирование налога на имущество физических лиц осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», Земельного налога – главой 31 Налогового Кодекса;

3) доходы от региональных налогов и сборов (ст. 58 За­кона 2003 г. № 131-ФЗ);

4) доходы от федеральных налогов и сборов (ст. 59 Зако­на 2003 г. № 131-ФЗ);

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджет­ной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, субсидии и иные межбюджетные транс­ферты (ст. 62 Закона 2003 г. № 131-ФЗ), и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной соб­ственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязатель­ных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными пра­вовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с феде­ральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ);

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными зако­нами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких налогов.

Между тем, большинство муниципальных образований в Российской Федерации при формировании доходной части местного бюджета не имеют достаточных собственных и регулирующих доходов для покрытия расходов, возникающих в ходе осуществления местного самоуправления. Поэтому для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями в качестве доходов местных бюджетов Бюджетный кодекс РФ предусматривает финансовую помощи из федерального и регионального бюджетов. Эта финансовая помощь осуществляется в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Дотации– это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Дотации служат средством сбалансирования местных бюджетов.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов, например, на совместное финансирование строительства жилищного фонда, дорог.

Расходы местных бюджетов – денежные средства, направ­ляемые на финансовое обеспечение задач и функций государст­ва и органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Так в соответствии со ст. 69 к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

1) оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

2) социальное обеспечение населения;

3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями;

4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

5) предоставление межбюджетных трансфертов;

6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7) обслуживание государственного (муниципального) долга;

8) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В отношении расходной части местного бюджета органы местного самоуправления: ведут реестры расходных обязательств муниципального образования в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установлен­ном местной администрацией; самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников му­ниципальных предприятий и учреждений; устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Современное состояние местных бюджетов в большинстве муниципальных образований требует их пополнения. В связи с этим законодательством предусмотрена возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования – как совокупность мер такого пополнения средствами соответствую­щего бюджета, которое приводит к его соразмерности по соот­ношению доходов и планируемых расходов, а также с бюджета­ми других муниципального образования.

Для помощи поселениям образуются два основных вида фондов финансовой поддержки: региональные и районные. Субъектами РФ могут быть образованы иные фонды финан­совой помощи местным бюджетам. Например: фонды муниципального развития; фонды софинансирования социальных расходов и др.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

В настоящее время решение множества социальных задач и создание условий для повышения качества жизни населения возложено на муниципальный уровень управления. Так, в соответствии с Федеральным законом « «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за местным самоуправлением закреплены организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; дорожная деятельность; организация транспортного обслуживания, обеспечение культурно-досуговыми и спортивными объектами; благоустройство и озеленение и др [2]. Кроме того, организация общедоступного и бесплатного общего образования, медицинской помощи возложены на органы муниципального управления районов и городских округов [2].

Таким образом, именно муниципальные образования вносят значительный вклад в развитие человеческого потенциала и обеспечивают создание комфортных, благоприятных условий для жизнедеятельности населения.

Однако, несмотря на важность возложенных на муниципалитеты задач, местное самоуправление не подкреплено достаточной финансово-экономической базой для осуществления своих полномочий. На практике муниципальные органы власти функционируют в условиях постоянной нехватки финансовых средств, сталкиваются с жесткими бюджетными ограничениями при решении вопросов местного значения.

Практика формирования доходной части местных бюджетов, сформировавшаяся в нашей стране, негативно сказывается на финансовой самостоятельности муниципальных образований, а также не стимулирует их социально-экономическое развитие. Поскольку более половины собственных доходов муниципальных районов Саратовской области на протяжении последних 5 лет формируется за счет безвозмездных перечислений вышестоящих бюджетов [5], можно сделать вывод, что данные муниципальные образования обладают крайне низкой финансово-экономической самостоятельностью и не могут самостоятельно (без привлечения межбюджетных трансфертов) обеспечить свои финансовые потребности даже на половину. Несмотря на то, что в соответствии со сложившимся законодательством, городские округа обладают большим финансовым потенциалом, данный тип муниципальных образований также характеризуется высоким уровнем дотационности. Так, в административном центре Саратовской области – городском округе «г.Саратов» в 2015-2016гг за счет собственных доходов было сформировано 56% доходных источников.

Помимо высокого уровня финансовой зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти РФ, серьезной проблемой сложившегося распределения налоговых доходов является слабость фискальных стимулов от привлечения инвесторов на территорию муниципального образования. Основное увеличение налоговых поступлений в результате экономического роста, открытия новых производств происходит в отношении региональных бюджетов и федерального бюджета. Таким образом, решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципальных образований является необходимым условием для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

На наш взгляд, за местными бюджетами целесообразно закрепить такие налоговые доходы, на которые могут влиять органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В первую очередь речь идет о налогах, уплачиваемых малым и средним бизнесом, поскольку закрепление подобных доходных источников позволит заинтересовать муниципальные органы власти в развитии малого и среднего предпринимательства на своей территории, что в свою очередь даст толчок к развитию всего экономического потенциала на местах.

Мы придерживаемся точки зрения, что сформированная налоговая база муниципальных образований, состоящая из земельного налога, налога на имущество физических лиц, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, отчислений от налога на доходы физических лиц, не позволяет муниципалитетам решать закрепленные за ними вопросы местного значения и требуется законодательно закрепленного перераспределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы России.

Однако, мы считаем крайне нецелесообразным повышать финансовую самостоятельность местных бюджетов за счет «урезания» налоговых платежей, зачисляемых в региональные бюджеты и закрепления их за местным уровнем власти, поскольку значительная часть расходов бюджетов субъектов РФ в настоящее время приходится на поддержку муниципальных бюджетов. Подобное перераспределение доходов может привести к росту финансово-экономической дифференциации муниципальных образований, при которой крупные муниципальные образования с высоким экономическим потенциалом сумеют выйти на уровень самодостаточности собственных финансовых ресурсов, а поселения и районы, характеризующиеся слабой экономической базой, еще более ухудшат свое положение, поскольку региональный бюджет уже не сможет оказывать им финансовую поддержку в прежнем объеме.

В условиях действующего бюджетного законодательства резервом повышения налоговых доходов местных бюджетов является введение в экономический оборот таких неучтенных земельных и имущественных объектов, как возведенные без разрешающих документов строения, самовольно занятые земельные участки, бесхозяйное имущество.

Привлечение широкого круга лиц к уплате имущественных налогов возможно посредством проведения инвентаризации и постановки на учет имущественных объектов в государственных органах регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основной целью проведения инвентаризации в муниципальных образованиях является актуализация сведений об имущественных объектах на территории муниципального образования и приведение в соответствие друг другу информации, хранящейся в базах данных администрации муниципального образования и территориальных подразделениях налоговых и регистрирующих органов власти.

Резервом увеличения доходной составляющей муниципального бюджета являются неналоговые доходы муниципального образования. Так, неналоговые доходы муниципального образования «г.Саратов» в 2015 году составили 15,2%, а в 2016году были запланированы в размере 13,2% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов местного бюджета [3]. При этом на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, приходится основная доля в общем объеме неналоговых доходов муниципального образования «г.Саратов» (61,5%). Доходы от продажи материальных и нематериальных активов составили в 2015-2016 гг. около 15%, а доходы от оказания платных услуг – 8-9% в общей сумме неналоговых источников доходов [4].

Читать еще:  Опытный адвокат по земельным вопросам

Наибольший удельный вес в структуре доходов от использования муниципальной собственности занимают доходы, получаемые в виде арендной и иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (79% от общей суммы доходов от использования муниципальной собственности), в том числе от предоставления в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (65% в доходов от использования государственной и муниципальной собственности) на территории муниципального образования.

Учитывая высокую долю арендной платы за пользование землями в структуре доходов муниципального образования, в качестве основного резерва увеличения собственной доходной базы муниципалитета, следует рассматривать совершенствование методики расчета арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена. При этом увеличение доходов от арендной платы для данной категории земельных участков, может быть обеспечено как за счет роста самого коэффициента, применяемого для ее расчета, так и за счет введения ежегодной индексации кадастровой оценки земли (что делается муниципальными образованиями в ряде субъектов РФ). Повышение коэффициентов в процентах от кадастровой стоимости для расчета арендной платы за земельные участки, с одной стороны, обеспечит бюджет муниципального образования дополнительными доходами, а с другой стороны — мотивирует местное сообщество по более эффективному использованию земель, что, в свою очередь, станет еще одним источником дополнительных поступлений не только доходов от аренды, но и налогов.

Увеличению поступления неналоговых доходов в местный бюджет будет способствовать взыскание задолженности по арендной плате, ведение достоверного и полного учета предоставления муниципального имущества в пользование, контроль в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 02.06.2016 №158-ФЗ).

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 г №131-ФЗ (в ред. 03.07.2016 г. №298-ФЗ).

Местный бюджет

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы».

Содержание

Экономическая сущность

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Доходы

Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Литература

Бюджетная система России /Под ред. Г. Б. Поляка — М: ЮНИТИ -ДАНА, 2007 ISBN 5-238-01110-5

Местный бюджет. Структура доходов и расходов местного бюджета

Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления осуществляют использование денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, в правовой форме (через нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Местный бюджет включает доходную и расходную части.

В доходы местных бюджетов, п. 1 ст. 60, Бюджетного кодекса РФ зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции.

Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.

Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

Дотации — средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе в целях покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут быть использованы по усмотрению органов местного самоуправления.

Субвенции — средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных государственных полномочий.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Доходы местных бюджетов:

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих налогов:

1) от местных налогов:

а) земельного налога;

б) налога на имущество физических лиц;

2) от федеральных налогов и сборов:

а) налога на доходы физических лиц;

б) единого сельскохозяйственного налога;

3) от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом;

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от:

1) местных налогов:

а) земельного налога, взимаемого на межселенных территориях;

б) налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях;

2) федеральных налогов и сборов:

а) налога на доходы физических лиц;

б) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

в) единого сельскохозяйственного налога;

г) государственной пошлины.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду. В бюджеты городских округов и муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления. В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства.государственные пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) —по нормативу 100 процентов:

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

— содержание органов местного самоуправления;

— формирование муниципальной собственности и управление ее;

— организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

— содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; — организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

— муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

— благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; — организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

— держание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

— организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

— обеспечение противопожарной безопасности;

— охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

— реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

— обслуживание и погашение муниципального долга; — целевое дотирование населения;

— содержание муниципальных архивов;

— проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Дисциплина М2.В.7 Региональная экономическая политика и конкурентоспособность территории

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Местный бюджет – что это такое простыми словами

Местный бюджет – это элемент в бюджетной системе государства, основное предназначение которого заключается в обеспечении финансовой реализации функционирования органов местной власти, осуществляемой самими гражданами через избранные представительные органы. Для того, чтобы выполнять функции местной представительной и исполнительной власти, они наделяются бюджетными правами (имущественными и финансовыми).

Понятие «бюджет» в переводе со старонормандского значит «сумка, кошель, кожаный мешок», и является схемой расходов и доходов какого-либо лица (семьи, предприятия, страны), которая устанавливается на определённый промежуток времени, чаще всего на год. Местные бюджеты являются основными каналами, помогающими довести до населения конечные результаты производства. С их помощью общественные фонды распределяют средства определённым слоям населения и финансируют развитие производства.

Основные задачи

Местные бюджеты осуществляют общегосударственные экономические и социальные задачи, так как занимаются распределением средств на развитие и содержание социальной инфраструктуры страны. Формируются неналоговыми и налоговыми доходами, в том числе ассигнованиями, поступающими для осуществления определённых государственных полномочий.

Основные задачи, которые выполняет местный бюджет:

  1. Формировать денежные доходы, которые финансово обеспечат бесперебойную деятельность местной власти.
  2. Соразмерно распределять финансовые средства фондов по разным отраслям народного хозяйства.
  3. Чётко контролировать хозяйственную и финансовую деятельность всех организаций, подведомственных органам региональной власти.

В основу распределения денежных ресурсов госбюджета по частям бюджетной системы РФ заложен принцип самостоятельности городских бюджетов и их финансовая поддержка государством.

Формирование

Формирование, утверждение и исполнение бюджетов, а также контроль за пополнением осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормами законодательства. Бюджетные средства любого уровня формируются налоговыми и неналоговыми доходами. Неналоговыми формами доходов являются:

  • прибыль от пользования имуществом, находящимся в собственности государства;
  • прибыль от оказываемых бюджетными организациями платных услуг;
  • отчисления, финансирующие осуществление полномочий, которые переданы государством органам местной власти;
  • выделения, финансирующие реализацию федерального законодательства и законодательства субъектов РФ;
  • ассигнования, компенсирующие дополнительные траты, возникшие в результате деятельности органов государственной власти, которые увеличили расходы или уменьшили доходы муниципальных образований;
  • прочие неналоговые доходы, поступающие в соответствии с нормативами, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также на основании правовых актов местных органов самоуправления.

Налоговые доходы включают:

Основное направление использования местных бюджетных средств – покрыть расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Расходы

Расходы местного бюджета зависят от плана и направленности экономического и социального развития конкретного региона страны. На основании существующего Бюджетного кодекса РФ исключительно из муниципального бюджета осуществляется финансирование множества функциональных статей расходов, подразумевающих следующие действия:

  • содержание органов местной власти;
  • формирование собственности государства и эффективное управление ею;
  • организация, развитие и содержание учреждений здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации и прочих учреждений, являющихся муниципальной собственностью;
  • содержание органов, охраняющих общественный порядок;
  • организация, содержание, развитие и осуществление контроля за муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством;
  • осуществление дорожного строительства, содержание дорог регионального значения в надлежащем виде;
  • озеленение и благоустройство территорий, принадлежащих государству;
  • своевременный вывоз, утилизация и переработка бытового мусора;
  • содержание кладбищ, находящихся в ведении городских органов власти;
  • организация транспортного обслуживания граждан и государственных предприятий;
  • осуществление противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды в рамках муниципального образования;
  • реализация целевых программ, которые принимают органы местной власти;
  • обслуживание и своевременное погашение муниципальных долгов;
  • направление денежных средств на дотации для граждан;
  • содержание государственных городских архивов;
  • проведение городских референдумов и региональных выборов.
Читать еще:  Какие документы нужны для визы в португалию

Следует обратить внимание, что главное направление при использовании средств бюджетных средств составляют траты, обеспечивающие безопасность и благосостояние населения муниципального образования. Значительная часть всех расходов идёт, прежде всего, на социально-культурные мероприятия:

  1. Здравоохранение.
  2. Жилищно-коммунальную сферу.
  3. Образование.
  4. Спорт.
  5. Культуру и пр.

Часто с понятием местный бюджет используют понятие консолидированный муниципальный бюджет, который является сводом бюджетов всех уровней конкретного региона, используемый при анализе, прогнозах и расчётах и включающий городской бюджет, и бюджеты поселений.

Местные бюджеты классифицируются по следующим основным признакам:

  • цели и содержанию деятельности;
  • срокам.

По содержанию деятельности выделяется два вида:

  1. Текущий, представляющий совокупность трат и доходов органов местного самоуправления, которыми обеспечиваются первостепенные нужды муниципального образования. Прежде всего, сюда включаются расходы по финансированию постоянно функционирующих хозяйствующих объектов. Иными словами, это средства, направленные на поддержание деятельности городского хозяйства.
  2. Инвестиционный, включающий в себя расходы и доходы, имеющие направленность на развитие и совершенствование городского хозяйства.

Эта классификация довольно условная, так как средства часто переходят из одного в другой бюджет, но крайне важная, так как способствует выделению и чёткому определению целей и задач муниципального хозяйства, а также чёткому планированию его перспектив. Без классификации на эти основные группы будет невозможно осуществлять финансовое планирование и строить структуру самого муниципального образования.

По целям деятельности, которую осуществляют местные органы самоуправления, бюджеты разделяются на следующие виды:

  • имеющие направленность на реализацию собственных полномочий местных органов власти;
  • исполняющие государственные полномочия, делегированные государством региональным органам власти на основании законодательства.

Кроме того, существует три вида бюджетов, которые выделяют по срокам планирования финансовой деятельности:

  1. Краткосрочные (1 год).
  2. Среднесрочные (3 года)
  3. Долгосрочные (больше 5 лет).

Классическим вариантом является годовой (краткосрочный) бюджет, однако финансовое планирование на более длительную перспективу также целесообразно, так как без него сложно обеспечить комплексное развитие городского хозяйства.

Вышеописанные классификации считаются условными и не применяются в чистом виде. Сам бюджет является комплексным документом, включающим несколько элементов перечисленных вариаций. Но классификация помогает более грамотному построению бюджетной структуры, формированию бюджетных средств и планированию деятельности муниципального образования.

Доходы и расходы муниципального бюджета

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие муниципального бюджета, его доходов и расходов

Муниципальный бюджет – это свод доходов и расходов муниципального образования.

Доходы муниципального бюджета – это поступления в бюджет местного уровня из налоговых источников, неналоговых источников и источников безвозмездного характера.

Расходы муниципального бюджета – это средства бюджета муниципального уровня, направляемые в соответствии с отраслевым целевым и территориальным назначением на обеспечение бюджетных расходных обязательств.

Муниципальный бюджет призван исполнять следующие функции:

  • во-первых, функция формирования денежных фондов, выступающих в качестве финансового обеспечения деятельности органов муниципального управления;
  • во-вторых, функция распределения и использования денежных фондов, обеспечивающая денежными средствами отрасли народного хозяйства муниципального образования;
  • в-третьих, контрольная функция, обеспечивающая осуществление надзора за финансово-хозяйственной составляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий, учреждений, подведомственных муниципальным органам управления.

Бюджеты муниципалитетов призваны обеспечивать помощь государству в решении задач социально-экономического характера, выполняя эффективное использование государственных средств для содержания и развития социально-экономической инфраструктуры общества. Распределение государственных средств для решения социально-экономических задач проходит через систему муниципальных бюджетов более чем 29 тысяч муниципальных образований.

Готовые работы на аналогичную тему

Состав доходов муниципального бюджета

Состав доходов муниципального бюджета образуют следующие ресурсы:

  • средства, привлеченные за счет местного налогообложения в виде налогов и сборов, а также штрафов, уплачиваемых в местный бюджет;
  • средства, привлеченные в виде отчислений от налогов федерального уровня и налогов регионального уровня, закрепленных на долговременной период за муниципалитетами;
  • средства, привлеченные от органов публичного управления федерального и регионального уровня для реализации переданных органам публичного управления местного уровня государственных полномочий;
  • средства, привлеченные в форме доходов от распоряжения и использования имущества, составляющего муниципальную собственность, в том числе посредством сдачи в аренду указанного имущества, его приватизации и другого;
  • средства, привлеченные в результате местных займов;
  • средства, привлеченные в виде прибыли от деятельности муниципальных предприятий;
  • средства, поступающие в бюджет безвозмездно – дотации, субвенции, субсидии.

Не исключается возможность пополнения муниципального бюджета за счет привлечения средств в виде прибыли от платной деятельности органов публичного управления местного уровня.

Бюджетные доходы, отнесенные на муниципальный уровень, характеризуются как экономические права и отношения, которые складываются у муниципалитета с федерацией и регионами, а также юридическими лицами и гражданами в ходе формирования фондов бюджетных средств.

Важную роль в доходной системе бюджетных отношений муниципалитета играют регулирующие доходы. Регулирующими бюджетными доходами традиционно именуются федеральные и региональные доходы налогового характера или другие платежи, в отношении которых устанавливаются нормативы отчислений в бюджет муниципального уровня на очередной год или на длительный период не менее 3 лет по соответствующим видам названных доходов.

Для обеспечения стабильного функционирования муниципалитета, его развития важнейшую роль в бюджете муниципального уровня играют собственные доходы. В качестве государственных доходов бюджета муниципального уровня следует рассматривать поступления налогового характера, которые закреплены за бюджетом муниципального уровня в полном объеме или частично на постоянной основе в соответствии с положениями федерального или регионального законодательства, а также те, которые введены представителям органа муниципального уровня в соответствии с федеральным законодательством.

Вопрос привлечения собственных средств бюджета муниципального уровня сохраняет свою актуальность. На сегодняшний момент многие из бюджетов муниципальных образований остаются дотационными и фактически ограничиваются финансовым обеспечением мероприятий социально-экономического развития местного сообщества на минимальном уровне.

Увеличение роста собственных бюджетных доходов традиционно связывают с обеспечением роста эффективности функционирования системы налогообложения. При этом фактически у муниципалитетов отсутствуют реальные полномочия в области налогообложения.

Состав расходов муниципального бюджета

Расходы муниципального бюджета призваны обеспечивать исполнение органами муниципального управления своих полномочий.

В составе расходов муниципального бюджета можно выделить следующие составляющие:

  • во-первых, те расходы, которые связаны с обеспечением решения вопросов, имеющих местную значимость;
  • во-вторых, те расходы, которые обусловлены осуществлением органами муниципального управления делегированных государством полномочий;
  • в-третьих, те расходы, которые направляются на обслуживание и погашение муниципальных займов;
  • в-четвертых, ассигнования, направление на страхование служащих муниципалитета, муниципальной собственности, предпринимательских рисков и гражданской ответственности;
  • в-пятых, прочие расходы в соответствии с уставом муниципального образования.

Процесс исполнения расходов муниципального бюджета регламентируется в уставе муниципального образования или иными нормативно-правовыми актами муниципального уровня.

Наиболее острой проблемой расходной части муниципальных бюджетов является нехватка средств для финансирования всех нужд муниципальных образований, в результате чего многие задачи социально-экономического развития муниципалитета финансируются по остаточному принципу.

Основные источники доходов местного бюджета

Быкова, Н. Н. Основные источники доходов местного бюджета / Н. Н. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 362-366. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36952/ (дата обращения: 08.08.2021).

При развитии рыночных принципов хозяйствования, функции местных органов власти приобретают расширенный и всё более сложный характер, а проводимые реформы приходятся на нижний уровень бюджетной системы. Именно бюджетам муниципальных образований необходимо уделять особое внимание, ведь они представляют собой гарант финансового обеспечения развития регионов.

Ключевые слова: местный бюджет, межбюджетные отношения, бюджетная политика, дефицит бюджета, профицит бюджета

Доходы муниципального бюджета, как и всех других бюджетов, представляют собой экономические отношения, возникающие у муниципального образования с государством, юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств.

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы местного бюджета включают в себя налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Собственные доходы муниципальных образований представляют собой средства, получаемые в результате принятия самостоятельных решений. Органы местного самоуправления могут распоряжаться ими по своему усмотрению. Средства, не являющиеся их собственными доходами, муниципальные бюджеты получают по решениям государственных органов, при этом повлиять на такие решения органы местного самоуправления зачастую не могут.

К налоговым доходам Бюджетный кодекс РФ относит поступления от федеральных, региональных и местных налогов, включая пени и штрафы по ним.

Большую роль в доходах муниципальных образований играют регулирующие налоги. Они включают в себя федеральные и региональные налоги, по которым ежегодно устанавливаются процентные нормативы отчислений в местные бюджеты. На федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих налогов для всех субъектов РФ. Для местных бюджетов могут устанавливаться как единые, так и дифференцированные нормативы [1, с. 85].

Весомую часть доходов муниципальных бюджетов составляют местные налоги и сборы.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные налоги:

– налог на имущество физических лиц.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать по ним налоговые ставки, налоговые льготы, а также самостоятельно распоряжаться полученными от этих налогов доходами.

Кроме вышеперечисленного, в бюджет муниципального образования поступают неналоговые доходы:

– от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; от сдачи имущества в аренду;

– платных услуг, которые оказывают органы местного самоуправления (например, государственная пошлина).

Определенную часть неналоговых поступлений в местный бюджет составляют штрафы (за загрязнение окружающей среды, нарушение правил торговли и уличного движения и др.).

Большое значение для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления имеет признание ст. 8 Конституции РФ муниципальной собственности.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование, отчуждать, совершать иные сделки [2]. Это означает, что органы местного самоуправления обладают всеми необходимыми правами для получения доходов от использования муниципальной собственности.

Однако следует отметить, что управление муниципальной собственностью может быть как источником дохода для местного бюджета, так и статьей расхода, принося убытки. Это зависит от эффективности управления муниципальной собственностью органов местного самоуправления, их способностью, избегая излишних расходов, извлекать из нее прибыль. Большую роль при этом играет профессионализм и компетенция муниципальных служащих.

Источником доходов большинства муниципальных бюджетов является финансовая помощь, получаемая муниципалитетами от государственной власти вышестоящего уровня. Такая финансовая помощь оказывается за счет средств, аккумулированных в специальном фонде поддержки муниципальных образований. Фонд создается посредством накопления отчислений от федеральных налогов и налогов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации. Распределение средств фонда осуществляется между муниципальными образованиями с учетом численности их населения, размеров территории, доли в населении детей различного возраста, пенсионеров, уровня жизни людей (дохода на душу населения) и других параметров. Финансовая помощь оказывается в виде дотаций, субвенций и субсидий [1, с. 87].

Бюджетный кодекс РФ определяет дотации как межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования [3]. То есть дотации не имеют целевого назначения и могут расходоваться органами местного самоуправления по их усмотрению.

С дотациями связан такой важный для местного самоуправления институт, как выравнивание бюджетной обеспеченности.

Финансовая помощь в виде субсидий имеет целевой характер. Субсидии предоставляются в виде долевого финансирования мероприятий муниципальных программ, направленных на развитие муниципальных образований. Размер субсидий зависит от качества представленного на конкурс инвестиционного проекта, от величины показателей социально-экономического развития и пр.

На сегодняшний день можно отметить стабильность в соотношении доходности федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Сложившуюся ситуацию хорошо иллюстрирует рисунок 1.

Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11]

Очевидно, что в течение четырех лет с 2011 по 2014 гг. сохраняется постоянное соотношение между доходами бюджетов разных уровней. Большая часть финансовых ресурсов (около 56 %) сосредоточена в федеральном бюджете. В региональные бюджеты поступает в среднем 30 % доходов консолидированного бюджета. На долю доходов местных бюджетов приходится всего 14 %.

Читать еще:  Когда заканчивается дачная приватизация

При этом следует отметить, что на органы местного самоуправления возложено большое количество обязанностей по решению различных вопросов местного значения, предоставлению безвозмездных муниципальных услуг населению и т.п. Это требует значительных финансовых ресурсов.

Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11]

Диаграммы на рисунках 1 и 2 показывают, что разрыв между долями доходов и расходов местных бюджетов незначительный — в пределах 1 %, поскольку недостаточный для выполнения всех возложенных на муниципалитеты полномочий объем финансирования восполняется за счет дотаций, субсидий и прочих межбюджетных трансфертов. На рисунке 3 показан уровень безвозмездных поступлений в местные бюджеты.

Здесь отражена ситуация 2011-2014 гг., которая говорит о сохранении стабильно высокого (свыше 60 %) уровня дотационности местных бюджетов. Причинами сложившейся тенденции являются изменения бюджетного и налогового законодательства, и как следствие, отсутствие заинтересованности местного самоуправления в развитии экономики территории, а также искусственное недопущение органами местного самоуправления роста собственных доходов местного бюджета в надежде на увеличение финансовой помощи со стороны бюджетов более высокого уровня. Следствием всего вышеперечисленного становится существенная потеря самостоятельности муниципалитетов в решении вопросов, исходя из интересов населения.

Рис. 3. Соотношение между безвозмездными поступлениями и налоговыми и неналоговыми доходами бюджетов муниципальных образований за 2011-2014 годы [8-11]

Для исправления данной ситуации необходимо следующее:

– увеличение доли налоговых доходов местных бюджетов;

– эффективное управление муниципальной собственностью, приносящее доход в местный бюджет.

В заключении можно отметить, что местным бюджетам в бюджетной системе России отводится довольно значительная роль, несмотря на их низшее положение в её иерархии. Они являются неотъемлемым звеном в государственном устройстве страны, её бюджетном устройстве.

Построение и функционирование бюджетов всех уровней, несомненно, основывается на определенных принципах, которые закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В нем же определены их полномочия и самостоятельность. Но как совокупность местных бюджетов, так и каждый из них находится во взаимосвязи с бюджетами вышестоящих уровней, что в свою очередь предопределяет возникновение такого понятия как межбюджетные отношения. Их значимость в бюджетном процессе также нельзя отрицать, несмотря на все трудности в их формировании и реформировании.

Федеральная, региональная и муниципальная бюджетные системы в РФ

К бюджетам бюджетной системы РФ относятся:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

· бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в том числе.

· бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства и т. д.

Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы, к которым относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;

2) государственная пошлина; таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

Неналоговые доходы: доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности у государства; доходы от платных услуг; доходы от реализации имущества; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов;

Основным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

— национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

— функционирование федеральной судебной системы;

— осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

— государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

— ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

— исследование и использование космического пространства;

— финансовая поддержка субъектов РФ;

— обслуживание и погашение государственного долга РФ; и прочее

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы: региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество предприятий; 2) налог на недвижимость; 3) транспортный налог; 4) налог с продаж; 5) региональные лицензионные сборы и прочее.

Регулирующие доходы – это отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги).

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

· местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц;

· единого сельскохозяйственного налога

· доходы от приватизации и прочее

34. Понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление»

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

Местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

В Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно через систему органов местного самоуправления (они не являются органами власти РФ).

Органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольны государству.

К органам местного самоуправления относятся:

· представительные органы местного самоуправления;

· иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты

Муниципальное управлениепредставляет собой упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками: муниципальное управление это:

а) определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;

б) деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательстве — местного самоуправления);

в) в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями.

Госдума приняла закон о включении в бюджетную систему муниципальных округов

МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий включение в бюджетную систему РФ бюджета муниципального округа. Документ инициирован правительством РФ.

Документ был разработан в связи с принятием закона от 1 мая 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», которым введен новый вид муниципального образования — муниципальный округ. Документ предусматривает включение в бюджетную систему РФ бюджета муниципального округа, установление перечня бюджетных полномочий, доходных источников муниципального округа и определение подходов к выравниванию его бюджетной обеспеченности по аналогии с бюджетом городского округа.

Устанавливаются также перечень налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных округов, положения в части подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных округов отдельных видов доходов (50% от сумм штрафов, установленных КоАП РФ, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних). Эти нормы вступят в силу с 1 января 2021 года.

Расширяются бюджетные полномочия субъектов РФ по установлению единых нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, в бюджеты муниципальных округов. Предусматривается возможность установления законом субъекта РФ единых для всех муниципальных округов субъекта РФ нормативов отчислений в бюджеты муниципальных округов от отдельных федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством РФ о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ.

Документ устанавливает формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ бюджетам муниципальных округов и из бюджетов муниципальных округов, а также устанавливает подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных округов за счет средств бюджетов субъектов РФ и определению размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных округов. Также определяются сроки составления проекта местного бюджета и прогноза социально-экономического развития муниципального образования.

Поправки ко второму чтению

Принятыми поправками, подготовленными правительством, уточняются виды муниципальных образований, в которых могут утверждаться сметы доходов и расходов по населенным пунктам другой территории, не являющейся муниципальным образованием. Поправками также устанавливается компенсация выпадающих доходов городских округов и других образований, связанная с отменой единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 2021 г. путем введения в Бюджетном кодексе дифференцированных нормативов, которые будут отчисляться от упрощенной системы налогообложения (УСН) взамен компенсации выпадающих доходов.

Также поправками предусмотрено, что правительство РФ вправе принимать решения о предоставлении в 2020 г. государственных кредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Такие кредиты можно будет предоставлять как за счет ассигнований, установленных самой программой, так и за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2020 года.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу. Положения закона применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector